Социальный статус ученика

Содержание
  1. Примеры социального статуса человека
  2. Значение термина и общая характеристика
  3. Виды социальных статусов, примеры
  4. Предписанный социальный статус: примеры
  5. Достигаемый статус
  6. Роли в обществе
  7. Престиж
  8. Как социальное положение семьи программирует образование ребенка
  9. Семейное проклятие
  10. Два витка семейного влияния
  11. Остановленный лифт
  12. Двойное преимущество
  13. Неиспользованные шансы и воспроизводство неравенства
  14. Истоки преимуществ и ошибок
  15. В поисках меритократии
  16. Основы социализации школьников: социализация в школе — факторы, средства и условия, особенности школьной социализации
  17. Социализация подразумевает коммуникацию с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса. 
  18. Факторы социализации школьников
  19. Семья
  20. Улица
  21. Интернет
  22. Кружки и занятия
  23. Средства социализации школьников
  24. Бытовые навыки
  25. Элементы духовной культуры
  26. Образование
  27. Общение на ранних этапах развития
  28. Методы поощрения и наказания
  29. Что делать, если ребёнок учится дома
  30. Социальный статус ребенка. Место подростка в школе
  31. Откуда ветер дует. Что является причиной наклеенных статусов?
  32. Вмешаться или отсидеться в стороне?
  33. Есть три модели поведения под прессингом социальных ролей в школе:
  34. Что такое социальный статус: понятие, примеры, виды
  35. Что такое социальный статус?
  36. Примеры социального статуса
  37. Какие виды статусов бывают?
  38. Критерии формирования социального статуса
  39. Социальные роли
  40. Заключение
  41. 💥 Видео

Видео:Социальный статус #обществознание #огэ #shortsСкачать

Социальный статус #обществознание #огэ #shorts

Примеры социального статуса человека

Социальный статус ученика

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят.

При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и социальная роль.

Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека — школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая характеристика человека по его профессиональным качествам, материальному и семейному положениям, возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть — приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй – это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно.

Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола.

Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный вид. Это отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый социальный статус личности. Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

https://www.youtube.com/watch?v=jKqZItFONHI

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины – мама, жена, а ее вторая роль – успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник — прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус).

Примеры в анкете, которую пишут ученики всех старших классов перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии.

Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

Видео:Социальный статус: понятие, виды, примерыСкачать

Социальный статус: понятие, виды, примеры

Как социальное положение семьи программирует образование ребенка

Социальный статус ученика

В семьях с высоким профессиональным и образовательным статусом шансы детей поступить престижный вуз вдвое выше, чем для их сверстников из малоресурсных семей, подсчитали исследователи ВШЭ.

«Привилегированные» подростки выигрывают за счет сильных семейных установок на хорошее образование, родительских вложений в их учебу и связанной с этим высокой успеваемости.

А учащиеся из малообразованных семей даже при неплохих оценках не рискуют поступать в престижный вуз.

Семейное проклятие

Социально-экономическое положение (СЭП) родителей – уровень их образования, доходов и культурных запросов – остается главным предиктором образовательной траектории ребенка. Семья во многом предопределяет школьные достижения и стремление (или нежелание) подростка продолжать обучение в старших классах, а затем в вузе.

Причем семейный бэкграунд часто действует как ограничитель. Дети вынужденно повторяют путь родителей, что сокращает для них шансы повысить свой социальный статус.

Как показали в исследовании с участием около 2000 респондентов сотрудники Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон и Татьяна Чиркина, дети малообразованных и небогатых родителей часто следуют семейной колее и не идут учиться в хороший вуз, даже если неплохо закончили школу.

И наоборот, выходцы из «ресурсных» семей нацелены на поступление в селективные (престижные и качественные) университеты, даже невзирая на проблемы с успеваемостью.

По подсчетам Хавенсон и Чиркиной, у подростков из семей с высоким СЭП – двойное преимущество перед ровесниками из простых семей. Они в полтора-два раза чаще переходят в старшие классы школы и продолжают образование в селективном вузе, выяснили исследователи в лонгитюде «Траектории в образовании и профессии».

Два витка семейного влияния

Социально-экономическое положение семьи связано с образовательной траекторией учащегося дважды, в том числе через семейные ориентиры и установки.

Первичный эффект состоит в том, что ученики из ресурсных семей за счет родительских установок и инвестиций (денег, времени, сил) в их образование учатся лучше и имеют больше шансов продолжить обучение в вузе.

https://www.youtube.com/watch?v=rKFKIBRqk4I

Вторичные эффекты – это прямое влияние СЭП на образовательный выбор учащегося: в пользу вуза или среднего профессионального образования – колледжа/техникума. Так, исследования в разных странах (например, в США, Австралии и Великобритании) показали, что образованные и состоятельные семьи мотивируют детей к продолжению учебы в хорошем вузе.

Такая же ситуация и в России. И если у таких учеников есть проблемы с успеваемостью, они решаются с помощью репетиторов.

«Первичные и вторичные эффекты предотвращают переход учащихся из более обеспеченных семей в профессиональное образование», – поясняют исследователи.

А для подростков с низким СЭП эти эффекты суживают образовательный выбор и, по сути, блокируют социальный лифт. И даже если учащиеся из малообеспеченных семей учатся хорошо, многие из них не продолжают образование в вузе, а уходят в систему среднего профессионального образования. Либо же идут во второразрядные университеты.

Остановленный лифт

На деле доступ к хорошему образованию для разных социальных групп в последние десятилетия расширился. Когорта нынешних старшеклассников довольно малочисленна (это эхо демографического провала начала 2000-х), а мест в старшей школе и университетах достаточно.

«При таком соотношении спроса и предложения можно ожидать, что более открытый доступ к образовательным ступеням создаст возможности для меритократичной системы, когда выбор той или иной траектории обусловлен достижениями, а не социальным положением», – отмечают исследователи. Но нет. Семейный бэкграунд все еще фатален и нередко даже перекрывает фактор успеваемости.

Исследователи выяснили, на каких этапах образования и как работают первичные и вторичные эффекты семейного бэкграунда. Референтной группой стали учащиеся из семей с низким СЭП.

Социально-экономическое положение семьи (низкое, среднее и высокое) определялось комбинацией трех переменных: числа книг дома (до 25, от 26 до 100, свыше 100; это индикатор культурных запросов), уровня образования матери (полное среднее, среднее профессиональное, высшее) и профессионального статуса родителей (с учетом индекса престижности профессии).

Двойное преимущество

При переходе учащихся в 10-й класс ощутимо проявляются первичные эффекты. Дети из более благополучных семей чаще идут в старшую школу благодаря высокой успеваемости. Это действует при сравнении как выходцев из семей с высоким и низким СЭП, так и из семей со средним и низким социально-экономическим положением.

Вторичные эффекты работают, когда в качестве главных индикаторов СЭП рассматривается профессиональный статус родителей и число книг.

Среднее социально-экономическое положение семьи почти в полтора раза увеличивает вероятность перехода ученика в старшую школу, а не в колледж, по сравнению с референтной группой.

А учащиеся с высоким СЭП имеют вдвое больше шансов перейти в старшие классы (относительно сверстников из бедных семей).

На следующем этапе, при выборе между средним профессиональным и высшим образованием, различия в первичных эффектах сказываются прежде всего для «полярных» групп – с низким и высоким СЭП. У привилегированных групп шансы продолжить образование в вузе в полтора раза выше.

Вторичный эффект семейного бэкграунда тоже значим для разных социальных групп. «При одинаковой успеваемости культурные, образовательные и социально-экономические ресурсы семьи играют значимую роль, повышая шансы учащихся из семей, где таких ресурсов много, поступить в университет», – подчеркивают исследователи.

В ситуации с выбором вуза ярче проявляются вторичные эффекты.

Группа со средним социально-экономическим положением имеет в полтора раза больше шансов поступить в престижный вуз. А высокоресурсная группа и вовсе имеет двойное преимущество перед ровесниками с низким положением.

Неиспользованные шансы и воспроизводство неравенства

Учащиеся из простых семей, по сути, не имеют преимуществ, кроме успеваемости, однако и ею часто не пользуются. Ее, по-видимому, перекрывает семейный бэкграунд и установки – например, пойти в техникум или колледж, чтобы скорее получить профессию и работать.

В итоге подростки из семей со средним СЭП чаще переходят в старшие классы по сравнению с малообеспеченными ровесниками.

Для детей богатых родителей даже выбора, идти ли в старшую школу, по сути, нет. Почти все они переходят в 10-й класс. По мнению исследователей, здесь действуют разные механизмы: атмосфера в семье, мотивирующая к учебе, ценности и установки.

Напротив, для выходцев из семей с низким социальным положением 9-й класс оказывается рубежом. Представители этой группы чаще других завершают школьное образование на этом этапе и переходят в техникумы. По-видимому, они часто не верят в свои возможности или просто мало знают о них, а в результате не продолжают образование.

«Несмотря на достаточное количество мест в 10-х классах и отсутствие вступительных испытаний, даже хорошо успевающие школьники с низким уровнем образовательного, культурного и экономического капитала в семье выбирают менее престижную траекторию профессионального образования», – пишут исследователи.

https://www.youtube.com/watch?v=TKIDgg1ByB8

По сути, дети повторяют путь родителей, и социальное расслоение дублируется и в образовании.

При этом вторичные эффекты – прямое влияние положения семьи на образовательный выбор – резонируют с первичными и усиливают то неравенство, которое накопилось за счет различий в успеваемости.

Истоки преимуществ и ошибок

После 11-го класса действие первичных и вторичных эффектов различается. Ученики со средним СЭП не получают преимуществ при поступлении в вуз за счет действия эффектов семьи и учета успеваемости. Отчасти это объясняется тем, что есть невзыскательные университеты, которые принимают абитуриентов с невысокими результатами ЕГЭ.

Кроме того, группы со средним и низким положением находятся примерно на одном уровне успеваемости, что также уравнивает их шансы при выборе вуза.

А вот для детей ресурсных родителей первичные эффекты по-прежнему актуальны. Их семьи готовы вкладываться в повышение успеваемости. То есть задействовать социальные, культурные и экономические ресурсы, нанимая репетиторов и стараясь вовлечь школьников в учебу. Не удивительно, что выходцы из таких семей после школы чаще поступают в селективные университеты.

Вторичные эффекты дают преимущества группам со средним и высоким СЭП. Два главных механизма, помогающих им использовать свои бонусы при поступлении в вуз, – это:

  • готовность их семей нести повышенные расходы, которых требует учеба в вузе;
  • родительский опыт обучения в университете, понимание ценности высшего образования, особенно полученного в хороших вузах.

И наоборот, родители учащихся с низким СЭП часто не имеют опыта учебы в вузе и придают ему меньше значения.

По сути, сами семьи нередко останавливают для детей социальный лифт, занижают их возможности. Подростки не получают моральной поддержки в своем выборе продолжения образования, недооценивают собственные возможности – и даже не пытаются поступить в селективный университет.

Зачастую это связано с банальной нехваткой информации – о разнице между вузами и о перспективах на рынке труда после окончания разных университетов. Есть и другой мотив: избегать рисков и выбирать университет, в который гарантированно поступишь. Альтернативный путь – обходной: поступление сначала в колледж, затем в вуз, минуя ЕГЭ.

В поисках меритократии

Таким образом, успеваемость лишь частично предопределяет образовательный выбор. Весомее оказываются ресурсы и установки семьи. Для учащихся со средним и высоким СЭП низкая или средняя успеваемость – сигнал обратиться к репетиторам, а не уходить из школы после 9-го класса.

Напротив, для подростков из малообеспеченных семей низкие оценки – стимул к переходу в колледж. Но и высокая успеваемость не гарантирует выбора в пользу университета. Слишком сильны «ценности семей, настроенных на повторение родительской образовательной траектории», заключают исследователи.

Поэтому, чтобы запустить социальный лифт для детей малоресурсных родителей, одних только мер для повышения качества образования и успеваемости недостаточно, подчеркивает Татьяна Хавенсон.

«Надо еще работать с субъективными причинами в семьях с низким СЭП: нехваткой информации, личными установками на избегание учебы в вузах, особенно селективных, то есть со всем потенциальным пулом причин, заключенных во вторичных эффектах», – поясняет исследователь.

Нужно устранять «необразовательные причины, препятствующие выбору академических (школа – вуз) траекторий».

Например, рассказывать учащимся об особенностях получения того или иного уровня образования и о возможностях продолжения учебы после окончания школы. Стоит помогать подросткам в определении мотивации и склонностей.

«Результатом таких мер может быть более эффективная реализация человеческого капитала у учащихся с бóльшим академическим потенциалом», – пишут исследователи.

Есть и резильентные школы, которые работают со сложным контингентом, но помогают самым разным учащимся добиваться высоких результатов – за счет дополнительных занятий, повышения мотивации и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=YRhn_Wp1LpM

Стоит работать и со школами, которые зачастую предвзято относятся к детям из семей с низким СЭП.

«В другом исследовании мы показали, что учителя и руководство школ воспринимают низкий уровень образования родителей, низкий культурный уровень, а также занятость в низкоквалифицированном секторе как сигнал о низких образовательных возможностях и притязаниях, – комментирует Татьяна Хавенсон.

– Они более пессимистично настроены по отношению к детям из семей с низким уровнем образования и занятых в рабочих профессиях и не ориентируют их на получение высшего образования. Во многом считая, что таким детям оно и не надо, они его и не хотят, и не могут получить».

По сути, школы, работающие с такими подростками, нацеливают их на завершение образования после 9-го класса.

«Это может быть не оправдано, но у семей без опыта обучения в вузе нет понимания необходимости решать самостоятельно, они плывут по течению», – говорит исследователь.

Тем не менее, опыт тех же резильентных школ и других школ с установками «высшее образование никогда не будет лишним» показывает, что «эффективная работа по продвижению учеников к получению высшего образования может вестись независимо от контингента школы».

Есть и третья группа факторов – условно объективных: это территориальное неравенство. Ученики из семей с низким социальным статусом чаще проживают в селах и небольших населенных пунктах.

Это делает высокоселективные вузы труднодоступными для этой категории абитуриентов.

«Тут нужны серьезные меры государственной поддержки и таких подростков, и инфраструктуры вузов», – заключают авторы статьи.

Видео:Социальные статусы и роли. Видеоурок 14. Обществознание 8 классСкачать

Социальные статусы и роли. Видеоурок 14. Обществознание 8 класс

Основы социализации школьников: социализация в школе — факторы, средства и условия, особенности школьной социализации

Социальный статус ученика

Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию и развитие школьников к общению между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие. 

Социализация подразумевает коммуникацию с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса. 

Чтобы социализироваться, ребёнок должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях. Кроме того, социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества. 

Социализация детей в школе часто довольно однобокая. Дело в том, что на протяжении одиннадцати лет школьник проводит большую часть дня в обществе одних и тех же детей, взаимодействует с одними и теми же учителями, находится в стенах одного и того же здания.

Правильнее считать школу частью социализации, но не обязательным пунктом.

Факторы социализации школьников

Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.

Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?». 

Семья

Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.

В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших. Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине. 

Улица

Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык. 

Интернет

В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.

https://www.youtube.com/watch?v=3Zd8dqwmtDM

Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой. Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно.

Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда. 

Кружки и занятия

Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума.

Средства социализации школьников

Средства — то, с помощью чего происходит социализация. «Что используется для погружения ребёнка в социум? Как ребёнок усваивает систему знаний, норм и ценностей?». 

Бытовые навыки

В первую очередь закладывается умение обслуживать себя — есть, умываться, причёсываться, чистить зубы, завязывать шнурки, убираться в квартире. Чем старше ребёнок, тем больше свободы и самостоятельности ему положено. Но не только в «хотелках» вроде погулять с друзьями допоздна, а ещё и в делах по хозяйству — сходить в магазин или погулять с собакой. 

Элементы духовной культуры

Книги, фильмы, памятники, музейные экспонаты, песни и сериалы — всё это знакомит ребёнка с системой ценностей, принятой в обществе. В процессе социализации учащиеся школы узнают себя в героях произведений, находят ответы на волнующие вопросы, учатся думать и размышлять, анализируют поведение персонажей в ситуациях, аналогичных собственному опыту. 

Образование

Уровень образования в стране — важное условие социализации школьников. От качества обучения зависит, насколько конкурентоспособным и полноценным членом общества вырастет ребёнок. В населённых пунктах без доступа к полноценному образованию процесс социализации нарушается — ребёнок усваивает ограниченную и замкнутую систему ценностей, не имея возможности развиваться вне этих рамок.  

Общение на ранних этапах развития

В науке известны случаи, когда дети росли в условиях крайней социальной изоляции и воспитывались животными.

Учёные установили, что люди, которые жили в отрыве от общества первые 3,5-6 лет жизни, уже не смогут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми.

Это демонстрирует, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. То, как взрослые общаются с ребёнком, напрямую влияет на процесс его социализации. 

Методы поощрения и наказания

Способы воспитания играют большую роль в социализации младших школьников. 

Поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребёнка. Оно даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Для успешной социализации важно, чтобы школьника чаще хвалили, чем ругали. 

Что делать, если ребёнок учится дома

Мнение, что ребёнок на дому лишён социализации, в то время как в традиционной школе дети социализируются по полной, — ошибочно. Как мы выяснили, социализация личности школьника — это усвоение определённой системы ценностей и норм во время взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий.

Иначе говоря, социализация — это вся жизнь. Чтобы без проблем интегрироваться в общество, ребёнку на семейном обучении достаточно взаимодействовать с семьёй, ходить в кружки и секции, гулять с друзьями на площадке и во дворе, посещать культурные места, путешествовать. Просто живите и приобретайте новый опыт!

Видео:Социальные роли и статусы. Видеоурок по обществознанию 8 классСкачать

Социальные роли и статусы. Видеоурок по обществознанию 8 класс

Социальный статус ребенка. Место подростка в школе

Социальный статус ученика

Каким вы были в школе? Заядлым барабанщиком с дредами, романтичным гитаристом, поправляющим постоянно свои волосы, первой красавицей школы, скромной девочкой с последней парты, а может быть вы были капитаном спортивной команды, гордостью школы и учителей, своим в доску. Поностальгируйте… помните эти счастливые и не очень моменты? Социальный статус у ребенка очень важен для него самого.  Теперь посмотрите на своего чадо. Как вы думаете, какой «статус КВО» налепили на них.

Откуда ветер дует. Что является причиной наклеенных статусов?

У многих режиссеров — тема, где социальный статус у ребенка в школе важен, является любимой. Сколько фильмов об этом снято, сколько рассказано историй. И в центре событий чаще всего оказывается самая неприметная личность. Но, что если главным героем «этой» истории станет ваш ребенок, не взирая на то, кем он является в группе.

А так по сути и есть, ведь жизнь каждого, даже самого маленького человека словно недописанная книга, недоснятое кино. И вы, ваш ребенок, дети соседей и друзей, в своей истории играют главные роли. Но как и в любом рассказе, все может быть далеко негладко. А тема различий социального статуса очень сильно сказывается на отношениях среди сверстников.

Отсюда рождаются комплексы, подростковые переживания и негатив, который встречается повсеместно.

https://www.youtube.com/watch?v=vGvFXjUW9bk

Все можно списать на процесс взросления, гормоны. Это очень влияет на поведение детей. Ведь в начальных классах все были равны, а как только у детей стали замечать гормональный взрыв, все изменилось. И вот, ваш ребенок «зубрила», «невидимка», «белая ворона». А за этим следует «я слишком толстая», «у меня слишком много прыщей», «я ношу поношенные вещи»… и так далее, и тому подобное.

Из нежеланного статуса рождаются комплексы, появляется качество самокритичности, усугубляется это — сравнением себя с другими, завистью, обидами. Если ребенка гнобят, то это вообще может привести к катастрофическим последствиям.

И как на это реагировать родителям? Пытаться ли справиться с данной проблемой? Или же «сидеть на попе ровно» и ждать, когда пройдет период жестоких различий и рамок поведения? Что делать с социальным статусом у ребенка в школе?

Вмешаться или отсидеться в стороне?

Первым делом стоит поговорить с ребенком. Если его статус в школе унижающий, то пора вмешаться. Но только вот, это не означает, что надо идти в школу и «позорить» свое чадо еще больше.

Никто из сверстников вашего дитя не успокоится после подобного.

Скорее наоборот, это только усугубит ситуацию и из «ботаника» ваш ребенок превратиться в «сосунка», который не в силах решить, что-либо без родителей.

Вмешательство должно быть аккуратным. И только между вами с сыном/дочерью. Подростки на фоне гормонального всплеска становятся очень агрессивными, и именно поэтому неправильные действия с вашей стороны могут привести к еще большим «затравкам», а также ваше чадо может отдалиться от вас сильнее.

  • Прежде всего поговорите с ребенком. Никакого поучительного тона. Вы должны понимать, что это беспокоит его не меньше вашего, но подросткам свойственно закрываться от внешнего мира, когда все идет далеко не гладко.
  • Не пытайтесь ребенка изменить, не учите как надо себя вести, чтобы стать популярным, это в основном касается тех родителей, у которых успешного внимания было предостаточно. Дети не смогут вести себя как вы, ваш ребенок — это прежде всего личность, уникальная. И подстраиваться под всех, особенно в возрасте, когда «кровь бурлит» и изнутри выпрыгивает бунтарь, точно не для подростка. Хотя, конечно же, есть и такие случаи.

Есть три модели поведения под прессингом социальных ролей в школе:

«Невидимка» — когда ребенок пытается спрятаться и «не высовываться» из-за задней парты класса. Его позы всегда закрыты, он сидит сжавшись и у него всего 1-2 друга, а то и вовсе нет. Такой человек очень скромный, мало общительный, замкнутый.

Наверняка, родители уже знают, что у ребенка есть проблема общения со сверстниками. В этом случае, отлично помогают раскрепостить увлечения подростка, секции, но только, если ему это нравится. Хорошим примером послужит фильм «Бунтарка» 2012 года.

Любимое увлечение помогло главной героини справиться со своими страхами и перешагнуть через застенчивость.

«Лузер» — когда над ребенком заметно издеваются, доводят до истерик и страха перед сверстниками. Его не любят, не уважают, считают слабаком. И вот тут могут быть 2 варианта развития событий. Он все же проявит силу и мнение о нем у всех поменяется, но также в итоге он может зазнаться, так как победа для таких детей — редкость. И справиться с потоком славы им сложнее.

Хорошо эту проблему раскрывает фильм «Прекрасный принц», в котором показаны две стороны монеты. И как легко потерять уважение и любовь других, и как просто ее обрести, даже будучи в самых «низах». «Особа опасна» — фильм показывает, как влияние одного человека, который нравится, может привести к не самым лучшим последствиям, но благо наши героиня смогла найти выходит и всех спасти вдобавок.

«Простушка/простачок» — собственно говоря, не всегда этот тип подразумевает точное определение своего названия.

Это может быть и ребенок, имеющий много друзей, он будет занимать свою нишу, но либо презирать популярность, либо тайно мечтать попасть в этот круг «селебрити». Данный статус может быть и вполне себе осознанным выбором.

И чаще всего дети, относящиеся к нему, просто спокойно ведут свою школьную жизнь, общаясь со всеми наравне. Фильм «Читай и рыдай», «Простушка» и другие помогут с юмором посмотреть на эту ситуацию.

  • Посмотрите с ребенком фильмы о подобных ситуациях, но не пытайтесь навязать свою волю увидеть кино вместе. Иногда лучше заинтересовать ребенка и оставить его наедине с решением смотреть или нет. Пусть он посмотрит сам, но главное это эффект — поверить в свои силы и себя самого.
  • Покажите подростку жизненные победы над «школьными издевательствами» звезд. Пример кумиров — это настоящая мотивация. Возможно, это вдохновит ваше чадо. И он еще успеет покорить всех своими талантами.
  • Отправьте «свет своих очей» на какие-либо занятия. Часто любимое дело помогает раскрыть в человеке то, что он и сам в себе не предполагал найти. Плюс он может там найти себе отличную компанию.
  • Чаще интересуйтесь именно делами в жизни ребенка, а не его оценками. Кто, как не родители могут поддержать в трудную минуту.
  • Не делайте акцент на его проблемах, особенно, если они и являются причиной «травли», лучше хвалите ребенка за его умения и подчеркивайте его достоинства. Главное не переборщить.

Если ваше любимое и дорогое чадо стало жертвой «низкого» социального статуса среди сверстников, то не впадайте в панику… это происходит достаточно часто, чуть ли не в каждой школе, в каждом классе.

Помочь своему ребенку справиться со «школьными ярлыками» вы можете и без похода к психологу, стоит лишь проявить терпимость и чуткость к его проблеме.

Возможно ему нужна от вас только поддержка и неподдельный интерес.

Видео:Социальные статусы, роли и мобильность | Обществоведение, 10 класс | ЦТ/ЦЭСкачать

Социальные статусы, роли и мобильность | Обществоведение, 10 класс | ЦТ/ЦЭ

Что такое социальный статус: понятие, примеры, виды

Социальный статус ученика

Приветствую Вас, друзья!

Человек, неосознанно, или с чужой подачи, всегда стремится быть авторитетом для других.

Обладая уважением и «весом» в обществе, индивид может диктовать окружающим собственные правила игры, побуждать к совершению определённых действий и оказывать влияние.

Иначе это можно назвать социальным статусом именно он определяет место человека в жизни. В это статье мы разберем: что такое социальный статус, примеры и виды социального статуса, по каким критериям он формируется.

Что такое социальный статус?

Социальный статус – это положение человека в иерархии социума, которое соответствует его возрасту, полу, происхождению, профессии и семейному положению. Этому феномену можно дать и другое объяснение. Статус является определённой позицией в структуре конкретной группы, или целого общества, которая связывает человека с другими, через призму прав и обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=VtRV0Miax-Q

Термин имеет пра индоевропейские корни и происходит от слова «sta», что означает стоять. Далее слово перешло в древне латинский язык и присоединив суффикс «re», превратилось в слово «stare». Однако, значение слова осталось неизменным. В более современной версии слово преобразовалось в «status», которое обозначает состояние, поза, положение.

Определение статуса является результатом сравнения социального положения человека с положением других индивидов. Человека можно охарактеризовать, перечислив несколько его статусов.

Под социальным статусом здесь подразумевается не только возможность пользоваться особыми благами, но так же и выполнение обязательств и предписанных общественных норм.

Общество наряду с созданием социальных статусов, обеспечивает существование социальных механизмов. Они служат в качестве распределителя индивидов по социальным позициям.

Примеры социального статуса

За свою жизнь люди становятся обладателями множества статусов. Некоторые из них являются основными, так, как непосредственно влияют на поведение человека. Это может быть статус, вызванный профессиональной деятельностью человека.

Например, профессор – это всеми уважаемый человек, который является примером подражания для своих студентов, или коллег. Если говорить проще, то в сознании большинства, профессор обязан быть уравновешенным, сдержанным интеллектуалом, с выверенными манерами.

Спонтанные поступки, громкие эмоции и прочие примеры экстравагантного поведения не вписываются в допустимые нормы поведения для профессора.

Это наглядный пример того, как социальный статус накладывает на индивида обязательства соблюдения неписанных правил, которые, однако, имеют решающую роль в иерархической системе социума. Отсюда следует вывод, что основные статусы определяют жизнедеятельность человека в целом.

Помимо основного статуса, человек может стать обладателем неосновного, факультативного статуса, который будет влиять на детали его поведения, в условиях ограниченного времени. Например — сосед, чемпион области по боксу, муж.

Права и обязанности для носителей подобных статусов в большинстве случаев никак не регистрируется.

Когда представители основных статусов могут образовывать престижные социальные группы, или категории, носители неосновных статусов обычно не взаимодействуют друг с другом, и не согласовывают поведение.

Какие виды статусов бывают?

В кругу знакомых можно представить человека, перечислив некоторые его основные социальные статусы.

Из самых ярких примеров можно вспомнить, как в советской киноленте «Кавказская пленница», дядей Джабраил описывал товарищу Саахову свою племянницу Ниночку – «студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она — просто красавица!».

Существует очень широкий диапазон статусов, получаемые по совершенно разным причинам. В социологии различают три основные группы:

  1. Прирождённый статус – здесь подразумевается положение человека, дающееся ему при рождении. Это и национальность, и раса, и гендерная принадлежность, и религиозная конфессия, и сексуальная ориентация наконец;
  2. Приобретённый статус – это положение в обществе, которого человек смог достичь, используя собственные умственные и физические способности. Например, это может быть звание мастера спорта, или руководящая должность на работе. Социальный статус подобного типа достигается за счёт собственных усилий. Прирождённый статус, конечно, может сыграть не последнюю роль в этом. Однако, бывают случаи, когда обретённое при рождении положение, может выступить в качестве преграды в достижении цели. В качестве примера можно привести систему каст в индийском обществе. Представителям самой низкой касты шудр, крайне тяжело «пробиться в люди», ведь испокон веков, люди из этой группы занимались самой грязной работой;
  3. Предписанный статус – человеком приобретается вне зависимости от его собственного желания, или усилий, однако, подобный статус имеет свойство меняться со временем. Например, ребёнок может появиться в семье третьим, и до рождения четвёртого ребёнка, он будет считаться самым младшим. То же самое касается и возраста. Человек взрослеет, и каждому возрасту в обществе предписана своя модель поведения.

Критерии формирования социального статуса

Социальное положение человека определяется в совокупности с его внутренней системой ценностей, и путём сравнения его «достижений» со статусом окружающих.

Об индивиде многое может сказать его материальное состояние (богат он, или бедствует), карьера, образ и стиль жизни, отношения с другими людьми, образование, политические убеждения, врождённые параметры (пол, национальная и расовая принадлежность, внешность, характер и др.). Основываясь на этих факторах, человеку можно присудить сразу несколько статусов.

Однако, то, как человека воспринимают окружающий, и как он воспринимает себя – это две разные вещи, которые, впрочем, могут перекликаться друг с другом. Например, человек, происходящий из аристократической, или богатой семьи, может считать неприемлемой поездку в общественном транспорте.

Представители более низких социальных слоёв, буду считать это появлением снобизма, хотя конкретный человек изначально не вкладывал такого смысла в своё отношение. Человек способен воспринимать свой статус исходя из собственного стиля жизни, то есть аристократ не является заведомо плохим и грубым человеком, он просто привык к определённому укладу жизни.

Круг общения и уровень образования так же сильно влияет на восприятие человеком собственного положения в социуме.

https://www.youtube.com/watch?v=8ECzmFUtoJ0

Высокий социальный статус в современном обществе обеспечивают пять основных критериев: доход, богатство, образование, власть и престиж.

В принципе, эти критерии всегда играли важную роль в жизни человека, однако, раньше шестым пунктом можно было добавить происхождение.

Сегодня, чтобы занять высокое положение в социальной иерархии, не обязательно быть представителем голубых кровей.

Социальные роли

Каждому социальному статусу обществом предписаны свои нормы и правила поведения. Многое может противоречить личным убеждениям человека, однако, он по многим причинам обязан подчиняться «навязанным правилам игры».

Подобное можно сравнить с театром, где каждому человеку отводится своя роль.

Таким образом, социальная роль — это совокупность действий, которые индивид обязан совершить в рамках собственного положения в обществе.

Для достижения определённого статуса, человеку необходимо придерживаться определённого типа поведения. С этой точки зрения, социальный статус можно рассматривать как желаемое место на пьедестале. Чтобы его достичь, индивиду необходимо выполнять конкретные действия, то есть соответствовать своей роли.

Например, тренер футбольной команды – это статус, который предоставляет уважение и влияние в спортивном обществе. Его роль заключается в том, что он должен тренировать, обучать и руководить своими футболистами, чтобы привести их к победе.

Социальная роль подразумевает весь спектр действия как для достижения конкретного общественного положения, так и для его поддержания в дальнейшем.

Заключение

Под влиянием множества факторов, современное общество стремительно трансформируется в нечто новое, что несомненно привлекает повышенное внимание социологов. Естественно никуда не исчезнет модель социальной иерархии, однако, может радикально поменяться привилегированность отдельных социальных категорий и групп.

💥 Видео

Социальные статусы и ролиСкачать

Социальные статусы и роли

Обществознание. 8 класс. §14. Социальные статусы и ролиСкачать

Обществознание. 8 класс. §14. Социальные статусы и роли

Социальный статус. Видеоурок по обществознанию 11 классСкачать

Социальный статус. Видеоурок по обществознанию 11 класс

Ученикам в Китае показывают социальный ролик о вреде смартфоновСкачать

Ученикам в Китае показывают социальный ролик о вреде смартфонов

Обществознание 8 класс. Социальные статусы и ролиСкачать

Обществознание 8 класс. Социальные статусы и роли

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ | #егэобществознание2023Скачать

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ | #егэобществознание2023

Обществознание 8 класс: Социальные ролиСкачать

Обществознание 8 класс: Социальные роли

Обществознание 8 класс: Социальный статусСкачать

Обществознание 8 класс: Социальный статус

О чем говорят статусы в соц.сети?!Скачать

О чем говорят статусы в соц.сети?!

§ 14 Социальные статусы и ролиСкачать

§ 14 Социальные статусы и роли

Ролик о важности образованияСкачать

Ролик о важности образования

Обществознание 8 класс : Виды социальных статусовСкачать

Обществознание 8 класс : Виды социальных статусов

Социальный статус и гормоны / Почему ты должен Доминировать?Скачать

Социальный статус и гормоны / Почему ты должен Доминировать?

Социальные роли. Видеоурок по обществознанию 11 классСкачать

Социальные роли. Видеоурок по обществознанию 11 класс

Социальный ролик: Учитель и ученикСкачать

Социальный ролик: Учитель и ученик
Поделиться или сохранить к себе: