Роли в коллективе психология + видео

Роли в коллективе психология Психология
Содержание
  1. Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды
  2. Теория ролей в психологии
  3. Роль как функция человека в обществе
  4. Роль как стереотип поведения
  5. Виды ролей
  6. Социальные роли
  7. Межличностные роли
  8. Роль и статус
  9. Конфликты в коллективе: как их избежать?
  10. Мотивированные конфликты
  11. Уступка
  12. Принуждение
  13. Компромисс
  14. Сотрудничество
  15. Немотивированные конфликты
  16. Третий – лишний
  17. Несовпадение психологических ролей
  18. Внимание, провокатор!
  19. Работа в коллективе: психология отношений, правила поведения, как общаться
  20. Разделение на роли
  21. Поведение в коллективе
  22. Проблемы в коллективе
  23. Тимбилдинг
  24. Как влиться в новый коллектив
  25. Заключение
  26. Психология на работе: отношения с подчиненными, с коллегами — Гармония внутри
  27. Психология коллектива: правила взаимоотношений с коллегами
  28. Социальная психология коллектива
  29. Психология на работе и отношения в коллективе
  30. Типы отношений на работе
  31. Психология равных или дружеских отношений
  32. Психология отношений старшего к младшему (с позиции старшего)
  33. Психология отношения младшего к старшему (с позиции младшего)
  34. Правила хорошего тона
  35. Первый день: фатальный успех
  36. Мы такие разные и все-таки мы вместе
  37. Как собрать успешную команду
  38. Роли в команде
  39. Как сочетать командные роли
  40. Запомнить
  41. Видео

Социальные роли – что это в психологии. Структура и виды

Роли в коллективе психология

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Эта гениальная мысль У. Шекспира нашла свое подтверждение в теории ролей, разработанной в XX веке представителями интеракционистского направления в психологии. В настоящее время эта теория играет важную роль в социальной психологии, так как во многом объясняет особенности поведения человека в обществе и возникающие у него проблемы.

Теория ролей в психологии

Впервые понятие социальной роли как первичной структурной единицы социума было предложено американскими социологами Дж. Мидом и Р. Линтоном в 30-х годах XX века. Позднее к этой идее неоднократно обращались уже представители социальной психологии, и к концу прошлого века она оформилась в довольно стройную теорию, объясняющую процессы взаимодействия человека и общества.

Роль как функция человека в обществе

Львы живут прайдами, волки — стаями, а люди – социальными группами. Это сообщества индивидов, объединенных общей целью и совместной деятельностью, направленной на ее достижение. Любая групповая деятельность требует распределения функций, предполагающих определенный тип поведения, комплекс обязанностей, позицию человека в социуме и т. д.

Вот эти функции с точки зрения психологии и есть социальные роли, которые играют люди, и социум предъявляет жесткие требования к ролевому поведению, так как от него зависит достижение общей цели. В каждой группе таких ролей много, их содержание определяется задачами общегрупповой деятельности.

Так, в школьном коллективе есть роли учеников, учителей, директора, завуча, технички, библиотекаря и т. д. Так как человек обычно входит в различные группы, в которых выполняет разные функции, то и роль играет тоже не одну. Речь идет не только о формальных группах.

Такие же роли есть и в семье: муж, жена, сын, дочь, мать, отец и т. д.

Принимая новую для себя роль, человек должен в первую очередь осознать ее функциональную составляющую, то есть понять, какой вклад он должен вносить в общую деятельность, что ждет от него сообщество. Без этого невозможно освоение роли.

И если в официальных группах функции каждого их члена расписаны в соответствующих документах как должностные обязанности, то в семье этого нет.

Поэтому неправильное понимание функционального компонента своей роли или нежелание его понимать приводит к неизбежным конфликтам.

Невыполнение человеком своих ролевых функций не просто вызывает негативную реакцию группы, к человеку могут быть применены социальные санкции: от открытого осуждения до изгнания из социума.

Роль как стереотип поведения

Роль имеет сложную структуру и включает в себя следующие компоненты:

  • социальные нормы;
  • обязанности, связанные с выполнением групповых функций;
  • права человека как члена данной группы;
  • стереотипы ролевого поведения.

Стереотипы поведения обеспечивают эффективность выполнения человеком своих ролевых функций, поэтому им придают в теории ролей большое значение. Они включают в себя наиболее рациональные и общепризнанные приемы и формы деятельности и нормы отношения с другими членами группы.

Кроме этого, стереотипы поведения делают роль узнаваемой, помогают человеку быстро ориентироваться в социальной среде. Мы с детства знаем, каких действий следует ожидать от врача, продавца, парикмахера, учителя и т. д.

И принимая новую роль, человеку проще освоить именно стереотипы поведения, так как он заранее знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Две стороны социальной роли – функциональную и поведенческую – можно представить так:

  • роль, как функция – предписывает, что нужно делать человеку;
  • роль, как набор стереотипов поведения – как это нужно делать.

Социальные роли не только стандартизированы, но и безличны. Конечно, каждый человек – уникальная личность, и его индивидуальность накладывает отпечаток на ролевое поведение, но это не должно выходить за рамки стереотипов.

Любая социальная роль включает в себя жестко заданную систему обязанностей, и кто бы эту роль ни играл, набор требований не меняется. Так, продавец может предлагать нам товар с шутками и прибаутками, но он должен при этом выполнять свои функции.

А если вместо того, чтобы продавать, он будет нас учить, как нужно одеваться или воспитывать детей, то его по меньшей мере не поймут.

https://www.youtube.com/watch?v=o5-DKLGNjWA

Несколько сложнее обстоит дело со стереотипами ролевого поведения в такой группе, как семья. Стандарты поведения мужа, жены, детей, бабушки, дедушки, отца, матери и т. д.

хоть и имеются, но они более расплывчаты, так как основаны на неформальных традициях и обычаях, мировоззренческих принципах и ценностях. На ролевое поведение в семье оказывают влияние и религиозные верования, и эмоциональные отношения.

Ребенок усваивает шаблоны такого поведения на примере своей семьи, и в отдельных деталях (а иногда и существенно) они могут отличаться от того, что принято в других семьях.

Это может вызвать сложности в будущем, когда выросшие дети решат завести свои семьи. Так, юноша, воспитанный в семье, где все обязанности по дому возложены исключительно на женщину, будет от своей избранницы ожидать такого же поведения. И, например, просьба девушки помыть посуду или пропылесосить пол может вызвать у него недоумение и даже обиду.

Общаясь с людьми, мы неосознанно ожидаем от них определенного ролевого поведения, равно как и они от нас.

Эти ожидания, основанные на сформированных в процессе социализации представлениях, в социальной психологии называются экспектациями.

Если экспектации не совпадают из-за различий культур, верований или семейного воспитания, то может возникнуть конфликт. Несовпадение взаимных экспектаций – одна из самых распространенных причин распадения молодых семей.

Виды ролей

Когда речь заходит о ролевом поведении, то обычно говорят о социальных ролях, по привычке так называя все роли, которые человек играет в обществе. Но на самом деле наряду с собственно социальными есть еще межличностные роли. Эти два вида отличаются по многим характеристикам.

Социальные роли

Социальные роли стандартизированы и конвенциальны. Словом «конвенциальный» в психологии обозначают многие социальные явления, которые формируются в процессе взаимодействия людей.

«Конвенция» переводится как «соглашение», и конвенциальными могут быть не только роли, но и нормы поведения.

Речь, конечно, не идет о прямом соглашении, это только в детской игровой группе ее участники непосредственно договариваются о правилах игры.

Обычно конвенциальные нормы или роли формируются в течение длительного времени, когда идет отбор стереотипов поведения, наиболее удобных и эффективных в групповой деятельности. Эти стандарты закрепляются и поддерживаются не только общественным мнением и социальным контролем, но и официальными документами или законами.

Большинство социальных ролей в современном обществе имеют многовековую историю, но постоянно возникают и новые, еще не до конца оформившиеся. Это связано с появлением новых сфер деятельности, а значит, и функций.

Наряду с просто социальными выделяют еще и социально-демографические роли: муж, жена, отец, мать, сын, дочь, бабушка и т. д.

Они в меньшей степени стандартизированы и поддерживаются не только формальными законами, но также обычаями и традициями. Кстати, мужчина и женщина – гендерные роли – тоже относятся к социальным ролям.

Их функции и стереотипы поведения в обществе во многом биологически заданы.

Межличностные роли

В отличие от безличных социальных, межличностные роли связаны с индивидуальными особенностями человека и его местом в системе межличностных связей. Регулируются эти роли тоже не формальными законами, а эмоциональными отношениями.

Каждая межличностная роль, по сути, уникальна, но в условиях длительного существования социальных групп происходит процесс их типизации.

То есть в общественном сознании формируются некие шаблонные представления о содержании некоторых межличностных ролей.

Например, в каждом классе есть «первая красавица», «плохой парень», «шут-остряк», «зубрилка» и т. д. Такие шаблоны близки к понятию «актерское амплуа».

Несмотря на то, что межличностные роли не четкие, они более устойчивы, чем социальные. Ведь социальные роли связаны с функциями, и достаточно человеку изменить свои функции в группе, как поменяется и его роль. Студент, закончив ВУЗ, может стать преподавателем, а дочь с возрастом выйти замуж и принять еще и роль жены, а потом и матери.

https://www.youtube.com/watch?v=GuvvcvDZ-Ls

Поменять межличностную роль не так просто, потому что она связана с индивидуальностью человека. И именно ее надо менять, если вас не устраивает положение в группе. Но и в этом случае у окружающих еще долго будет сохраняться привычный образ вашего амплуа.

Так, «первая красавица» к 10-11 классу может вырасти и стать довольно посредственной девушкой, но отношение к ней в классе сохранится. А записной остряк и шут, долго развлекавший одноклассников, со временем может начать тяготиться своей ролью.

Он и рад бы ее изменить, но не получается – всерьез его никто не воспринимает.

Социальные роли, которые играет один индивид, разнообразны, так как человек является членом разных групп. Межличностные роли определяются индивидуальными, личностными качествами, но и они могут быть разными. Так, мужчина, в семье играющий роль тирана-самодура, в компании друзей может быть скромным, робким и даже трусливым «мальчиком на побегушках».

Роль и статус

Роль нужно отличать от статуса. Статус – это положение человека в обществе, в иерархии социальных или межличностных отношений.

Статус основывается и на функциях, и на личностных особенностях индивида и определяется качеством выполнения человеком социальных функций, его ценностью, значимостью для общества.

Хоть статус и связан с ролевым поведением, но он не определяется ролью – люди, выполняющие одинаковые функции, и значит, играющие одинаковые роли в группе, могут иметь совершенно разный социальный статус.

Если основа социальной роли – функции человека в группе, межличностная роль складывается на основе эмоционально-оценочных отношений, то статус базируется на авторитете, на степени влияния индивида на других людей в группе.

Когда речь заходит о ролевом поведении, то могут возникнуть ассоциации с лицедейством, неким сознательным притворством, когда человек надевает на себя маску, чтобы обмануть других людей. Такой тип поведения тоже встречается, например, когда находящиеся на грани развода муж и жена при посторонних разыгрывают роли влюбленных супругов.

Но все же «отыгрывание» ролей в обществе – это не обман, такое поведение определяется законами развития социума, то есть объективно необходимо. И к ролевому поведению человека побуждает не собственная прихоть или корысть, а осознанная необходимость выполнять свои социальные функции и занимать определенное место в системе социальных и межличностных отношений.

Конфликты в коллективе: как их избежать?

Роли в коллективе психология

— по рубрикам — Психология ᄂПсихология

Видео:Групповая динамика в коллективеСкачать

Групповая динамика в коллективе

26 февраля 2012, 00:00 | Катя Кожевникова

Мало что может так подпортить отношение даже к любимой работе, как конфликты, возникающие в коллективе. Когда в офис ступаешь не как в дом родной, а как на поле боя, приходить туда по утрам ну совершенно не хочется. Давайте разберемся, из-за чего возникают конфликты в коллективе и можно ли их избежать.

Рабочие конфликты можно условно разделить на два типа: мотивированные и немотивированные. Первое – это спорные случаи, в которых нужно принять единое решение. Каждый сотрудник, участвующий в таком конфликте, хочет продавить свою точку зрения и получить выгоду. Интересы участников спора пересекаются, поэтому избежать конфликта практически невозможно.

Немотивированные конфликты обычно не имеют под собой пересекающихся интересов. По сути, это конфликты, которых могло бы и не быть. К ним обычно приводят разные характеры людей, разные стили общения, разный взгляд на вещи.

В зависимости от типа конфликта очень сильно меняется поведение людей, которые в нем участвуют.

Мотивированные конфликты

От них никуда не деться, потому что спорные ситуации в любом коллективе случаются достаточно часто. Для выхода из таких конфликтов существуют разные стратегии поведения.

Уступка

Суть метода в том, что участник соглашается проиграть в спорной ситуации, лишь бы она решилась. Люди обычно идут на уступки в нескольких ситуациях:

  • когда предмет спора не имеет для них принципиального значения, и им проще уступить, чем ввязываться в конфликт;
  • когда этот участник спора – молодой неопытный специалист, который пока не очень уверенно чувствует себя в офисе, опасается конфликтов с более сильными соперниками и пытается их избежать даже в ущерб своим интересам.

В любом случае, ввязываясь в конфликт, сперва хорошенько оцените предмет спора. Может быть, он для вас и не имеет особенного значения? И, может быть, на этот раз лучше уступить, и не конфликтовать с коллегами? Вполне возможно, что в другой ситуации на уступки пойдут они.

Принуждение

В этой ситуации один из участников конфликта заставляет остальных поступить так, как он хочет. Это обычно возможно в двух случаях: если вы начальник или если у вас есть, чем шантажировать коллег. Например, вы отказываетесь браться с ними за проект в том виде, который вам не нравится. Но нужно быть точно уверенным, что без вас они не справятся и им придется пойти у вас на поводу.

https://www.youtube.com/watch?v=ZB2KlmU7bqA

Но даже в том случае, когда вы облечены всей полнотой власти, не стоит часто пользоваться этой стратегией. Прибегайте к ней только в тех случаях, когда вы полностью уверенны в своей правоте, ведь начальников-самодуров никто не любит.

Компромисс

Участники конфликта соглашаются на «ничью». Но обычно компромисс – это не общая победа, а общий проигрыш.

Каждый из участников конфликта соглашается на некоторое ущемление собственных интересов, чтобы никому не было обидно.

Более того, часто компромисс – это не выход из конфликта, а временное решение проблемы. Ведь все участники помнят, что это решение ущемило их интересы.

Сотрудничество

Когда мы спорим и отстаиваем свои интересы, нам бывает очень сложно услышать и понять оппонента. А зря: может быть, его предложения не так уж плохи и, может быть, они совсем не ущемляют ваши интересы.

Суть этой стратегии в том, чтобы попытаться найти решение, которое устроит всех участников конфликта. Для этого надо понять, в чем на самом деле заключаются ваши интересы и чего действительно хочет оппонент.

Возможно, окажется, что ваши истинные интересы не пересекаются, и вы спокойно найдете выход, который устроит вас обоих.

Немотивированные конфликты

Немотивированные конфликты возникают в коллективе очень часто, хотя предотвратить их было бы гораздо проще. Они могут появиться буквально на пустом месте в определенных обстоятельствах.

Третий – лишний

Один из надежных способов завести конфликт на работе – ввязаться в спор, который вас совершенно не касается.

Например, человек видит, что его коллеги горячо обсуждают какую-то проблему и по доброте душевной высказывает свое мнение на этот счет. Или даже оппоненты сами привлекают его к спору в качестве независимого арбитра.

В любом случае это чревато тем, что его независимое мнение не устроит одного из участников спора или даже обоих, и когда-нибудь они припомнят ему эту обиду.

Поэтому в чужие конфликты на работе лучше не ввязываться: вам еще своих хватит. Если вас насильно заставляют решать, кто прав, кто виноват, лучше отшутитесь, уйдите от ответа или перечислите сильные аргументы каждой стороны, предоставив окончательное решение самим оппонентам.

Несовпадение психологических ролей

Еще одна причина необоснованных конфликтов – несовпадение ролей, которые мы играем в рабочем коллективе. Обычно люди в общении с окружающими выбирают одну из трех ролей: взрослый, родитель или ребенок.

«Взрослые» общаются с людьми как с равными, «родители» разговаривают с позиции сверху, все время пытаются учить и контролировать окружающих, «дети», наоборот, с позиции снизу – вечно жалуются на свои проблемы и уверены, что все окружающие должны броситься им на помощь.

Представим ситуацию, когда молодая девушка приходит в коллектив, а более взрослая сотрудница начинает ее всему учить и наставлять. Девушка оказывается особой самоуверенной, да еще с врожденной привычкой спорить, и вместо того, чтобы благодарно кивать и слушать, начинает спорить и не соглашаться.

В результате из нечего может вырасти вполне продолжительный конфликт, потому что старшая сотрудница ведет себя как родитель по отношению к ребенку, а молодая изображать из себя ребенка принципиально отказывается. А ведь стоило всего-то чуть-чуть подыграть.

Поблагодарить за помощь, пару раз обратиться с советом, и старшая коллега из врага превратилась бы в прекрасного союзника, всегда готового прийти на помощь.

Видео:Социальные роли — Михаил СоколовСкачать

Социальные роли — Михаил Соколов

Обычно очень легко определить, с какой позиции к вам обращается тот или иной коллега. Конечно, не нужно меняться под каждого сотрудника, но чуть-чуть подыграть ему можно, особенно, если это поможет избежать конфликтов.

Внимание, провокатор!

Гораздо хуже, когда в коллективе водятся профессиональные агрессоры и провокаторы. Они по одной только им известной причине придираются к сотрудникам, пытаются вывести их из себя, провоцируют конфликты или плетут интриги, которые в конечном итоге тоже проводят к конфликтам. Если вы знаете таких индивидуумов в своем коллективе, главное – не попадаться в их сети.

https://www.youtube.com/watch?v=HkI21Cop2Vk

Если агрессор напрямую придирается к вам и пытается вывести из себя, ни в коем случае не идите у него на поводу. Обижают тех, кто обижается, скандалят с теми, кто легко выходит из себя.

А если вы будете отвечать на все провокации спокойным безразличием, в определенный момент этому человеку надоест с вами возиться, и ему ничего не останется, как сказать (подумать): «Ну, я так больше не играю!» – и отправиться «играть» в свои игры в «другую песочницу» – к вашим эмоционально более податливым коллегам.

Гораздо сложнее, когда провокатор не напрямую участвует в конфликтах, а с помощью интриг сталкивает между собой других людей. Но в любом случае, в определенный момент будет легко понять «откуда растут ноги», не поддаваться на провокации и подговорить коллег тоже игнорировать этого человека.

А вы часто сталкиваетесь с конфликтами на работе? Как вы предотвращаете их или из них выходите?

Катя Кожевникова, iledebeaute.ru

Работа в коллективе: психология отношений, правила поведения, как общаться

Роли в коллективе психология

Важной составляющей успешной трудовой деятельности являются здоровые отношения в коллективе. Конфликты или скрытая вражда значительно сказываются на общей эффективности трудящихся. Коллектив на работе не выбирают, поэтому нужно научиться правильно вести себя.

При правильной подаче себя конфликтных ситуаций будет значительно меньше

Работа в команде даёт хорошие результаты, если каждый человек стремится внести свою лепту в общее дело. Взаимопонимание и взаимовыручка также играют важную роль.

Разделение на роли

В любом коллективе имеется разделение не только по должности, но и по роли, которую выполняет человек при совместной работе. Для того чтобы занять своё место в команде, нужно определиться с этой самой ролью.

Существует три уровня.

  1. «Рабочая лошадка» – человек, который имеет хорошие знания в определённой теме и умеет общаться с коллегами по работе. Он может выполнять задания и поручения, а также является консультантом, если дело касается практической стороны вопроса.
  2. Новатор – имеет нестандартное мышление и творчески подходит к выполнению задач. Большинство идей принадлежит этой категории сотрудников.
  3. Лидер – умеет собрать коллектив в единое целое, а также распределять обязанности между людьми. Такой человек вдохновляет на работу и контролирует выполнение всех требований.

Самая многочисленная категория – «рабочие лошадки». Это не означает, что данные люди глупее или хуже, просто они хорошо умеют выполнять поручения, чем и занимаются. Главное, найти своё призвание и занять нишу, которая подошла бы по уровню знаний, навыков и умений.

Хороших лидеров сложно найти. В идеале это не тот человек, который пожинает плоды работы всей группы, а направляет и организовывает деятельность. Для настоящего лидера нет понятия «я», есть только «мы».

Поведение в коллективе

В каждой компании есть свои правила

Для тех, кто работает в команде, важно соблюдать правила поведения в коллективе. Главное, соблюдать нейтралитет. Порой это довольно сложно, т. к. приходится общаться с разными людьми. Не нужно делить работников на плохих и хороших. А уж тем более делать это публично или рассказывать кому-то о своих размышлениях по этому поводу.

Причиной многих конфликтов на работе являются сплетни. Не стоит заниматься их распространением. Если нет уверенности в информации, то лучше на неё вообще не реагировать.

Новичкам, которые ещё не вникли в специфику работы, лучше первое время воздержаться от оценочных высказываний. Это негативно воспринимается «старожилами». Рекомендуется больше слушать, чем говорить, и фиксировать для себя основные правила, которые заведены в этом коллективе.

https://www.youtube.com/watch?v=Avd2D9HQrWQ

Скромность может сыграть на руку при построении гармоничных отношений в коллективе, но злоупотреблять ею не нужно. Необходимо научиться отвечать «нет» на просьбы коллег о выполнении работы, которая не входит в обязанности. Излишней добротой могут пользоваться.

Также не стоит вмешиваться в работу других людей. Давать советы можно только в том случае, если человек сам об этом попросил. Инициатива наказуема, т. е. может восприниматься в штыки.

Правила поведения в коллективе могут отличаться. Для того чтобы понять, какие негласные правила действуют, нужно некоторое время просто наблюдать за поведением людей на работе.

Проблемы в коллективе

Конфликтные ситуации снижают эффективность рабочего процесса

Между работниками в коллективе могут возникать конфликты, которые выливаются в скрытую или явную агрессию. Это значительно усложняет работу и снижает результативность.

Довольно часто в коллективе имеется один или несколько человек, которые вечно всем недовольны. Они выплёскивают свой негатив на окружающих и саботируют работу всей команды. Постоянные склоки и скандалы делают атмосферу очень напряжённой. Разрешить эту проблему можно серьёзным разговором или постановкой жёстких правил относительно поведения на работе.

Ещё одной не менее распространённой проблемой является враждебное отношение к новым людям. Весь коллектив ополчается против новичка. Такое поведение сложно искоренить, но грамотная расстановка приоритетов может помочь. Заниматься этим должен лидер или человек, занимающий руководящую должность.

В зависимости от специфики работы может произойти разделение коллектива по половым или возрастным признакам. Такое положение дел тоже нарушает гармоничные отношения в команде и вредит рабочему процессу.

Тимбилдинг

Командные игры содействуют сплочению коллектива

В психологии взаимоотношений между коллегами есть одна особенность: практически каждый коллектив можно сплотить. Многие крупные фирмы имеют в штате психолога, который занимается этими вопросами. Если предприятие не имеет на балансе специалиста в этой области, то можно попробовать наладить отношения самостоятельно.

Видео:Как заставить себя уважать в коллективе, даже среди «змей». Уважение на работе!Скачать

Как заставить себя уважать в коллективе, даже среди «змей». Уважение на работе!

Упражнения, направленные на оздоровление отношений в команде и сплочение людей, называются тимбилдингом.

Имеют они следующие цели:

  • создание чувства единства;
  • обучение методам эффективного взаимодействия и правильной расстановке приоритетов в работе;
  • психологически разгружают работников;
  • укрепляют авторитет начальства.

Чаще всего мероприятия по тимбилдингу проходят в неформальной обстановке, где люди могут чувствовать себя более раскрепощено и уверенно. Деятельность проходит в игровом формате. Самым распространённым примером, являются различные спортивные соревнования. Активная физическая деятельность быстрее вырабатывает командный дух.

Помимо спортивного тимбилдинга бывает также:

  • психологический – прохождение тестирования и беседа с психологом;
  • творческий – совместное создание объектов декора, приготовление блюд, рисование и т. д.;
  • костюмированный – тематические вечеринки, день одного цвета (все приходят на работу одетыми в вещи какого-то определённого цвета).

Выбирать тимбилдинговое мероприятие нужно исходя из потребностей и особенностей контингента. Неопытный в этих вопросах человек может не только не получить положительного результата, но и навредить отношениям в коллективе.

Как влиться в новый коллектив

Сложнее всего приходится новым людям в коллективе. К ним первое время всегда относятся с опаской, не доверяют важные проекты и вообще ставят под сомнение их профессиональную пригодность. Такое негативное отношение вовсе не является нормой. При благоприятной атмосфере в коллективе новичку помогают освоиться на новом месте, вводят его в курс дел компании.

Не стоит ждать тёплого радушного приёма, если речь идёт о первом дне на новом рабочем месте.

Первое впечатление оставляет неизгладимое впечатление на людей. Поэтому нужно как следует подготовиться к этому событию.

https://www.youtube.com/watch?v=ZaeH-bdQT0Q

В каждом коллективе имеется негласный свод правил. Но есть и универсальные.

  1. Никто не любит выскочек. Не стоит кичиться своими знаниями, материальным положением, знакомствами и другими подобными вещами.
  2. Необходимо с первого дня начать налаживать отношения с коллегами. Лучше быть приветливым и улыбаться в ответ людям. Не стоит создавать образ одиночки или слишком серьёзного человека.
  3. Не нужно жаловаться или выражать своё недовольство относительно работы компании. Вряд ли это понравится людям, которые трудятся тут годами.

Можно принести коллегам символическое угощение к чаю. Не стоит организовывать застолье в честь своего трудоустройства, т. к. это могут истолковать превратно.

Заключение

Работа в коллективе – задача не из простых. Довольно редко встречаются такие команды, где вся деятельность максимально слажена. Этого можно добиться путём многолетнего упорного труда по сплочению коллектива.

Если обстановка на работе слишком агрессивная, и никакие способы не помогают это исправить, то резонно будет задуматься о поиске другого места работы. Ни к чему подвергать себя воздействию дополнительных стрессоров.

Психология на работе: отношения с подчиненными, с коллегами — Гармония внутри

Роли в коллективе психология

  • 18 советских вещей из нашего детства, о назначении которых мы и не догадывались
  • В Киеве появился супергерой из мусора: если люди выбрасывали что-то мимо урны, куча хлама «оживала» и бежала за ними
  • 16 детей звездных родителей, о которых вы могли и не догадываться
  • Как сложилась судьба «принцесс» из клана Кеннеди, которым так и не удалось стать хозяйками Белого дома
  • Почему в XXI веке люди массово глупеют и так ли это на самом деле
  • 6 жен Генриха VIII — монарха, который изменил вероисповедание всей Англии ради одной женщины
  • 14+ сыновей, которые могут затмить красотой своих звездных отцов
  • 15 персонажей, которых сыграли неподходящие актеры. А зрители этого не простили
  • 16 человек рассказали, что хорошо в малых количествах, но ужасно в больших, и тут не поспоришь
  • 16 особенностей жизни богатых людей, которые не понять обычному человеку
  • 16 первых красавиц мирового экрана 1980-х и 1990-х, о которых сегодня все забыли
  • Авторы AdMe.ru рассказали о неловких ситуациях, в которые они попали из-за своей внешности
  • Я объехал полмира и понял, какие 15 вещей действительно сэкономят деньги и силы в путешествии
  • 20+ слов из разных языков, которые похожи на русские (Осторожно, возможен конфуз)
  • 18 продолжений известных фраз, которые были вырваны из контекста (Теперь все забыли их первоначальный смысл)
  • 20+ человек рассказали, какие слова они хотели услышать от родителей, но так их и не дождались

Психология коллектива: правила взаимоотношений с коллегами

› Развитие личности

Отношения в коллективе имеют колоссальное влияние на эффективность рабочего процесса — об этом знает каждый грамотный руководитель. Для многих работа давно стала вторым домом. Именно поэтому знание психологии отношений в коллективе играет важную роль.

Каждый сотрудник индивидуален, имеет свой, порой непростой, характер, предпочтения и пожелания. Поэтому неудивительно, что нередко внутри коллектива происходят конфликты и ссоры. Как их избежать и создать атмосферу взаимопонимания?

Социальная психология коллектива

Коллектив на работе – это социальная среда. Она состоит из множества разных людей. У них отличные друг от друга взгляды на жизнь, воспитание, цели на будущее и способности. Однако им приходится некоторое время находится вместе и решать общие вопросы. Взаимодействие в этом случае – прямой путь к успеху компании.

https://www.youtube.com/watch?v=RIzJewsqANg

Человек учится находить общий язык с коллективом с раннего детства. Сначала идет детский сад, потом школа, далее ВУЗ и, наконец, работа. И каждый раз приходится приспосабливаться к новым людям. Однако не всегда это легко делать. Как часто уже в более взрослом возрасте, люди уходят с работы из-за того, что не прижились в коллективе. И такие случаи нередки.

Отношения между коллегами можно продемонстрировать наглядным примером. Допустим, в компанию пришла новая сотрудница – молодая и красивая девушка.

Что испытают в этот момент те, кто работает здесь уже давно? Скорее всего, это будет интерес и, вместе с тем, напряжение.

Сотрудницу можно сравнить с инородным телом, которое находится на этапе исследования организмом (в этом случае коллективом). Ее рассматривают, изучают и оценивают.

Люди отнесутся к новому человеку по-разному. Кому-то девушка придется по душе своими профессиональными и личностными качествами. Других же она будет раздражать и нервировать. И в первом, и во втором случае мириться с новым сотрудником придется, поскольку от слаженной работы зависят отношения в коллективе в целом и деятельность компании.

Психология на работе и отношения в коллективе

Раздел психологии, изучающий отношения в коллективе, по праву считается самым сложным. И это не удивительно, потому что между коллегами постоянно возникает недопонимание. Есть несколько причин такого положения вещей:

  • сомнения в профессиональных качествах другого человека;
  • подставы перед руководством;
  • сплетни и доносы.

Видео:Как добиться уважения в любом коллективе? 5 правилСкачать

Как добиться уважения в любом коллективе? 5 правил

Подобные проблемы случаются в каждом без исключения коллективе. От них можно не только легко избавиться, но и обернуть в свою пользу. Для этого нужны минимальные знания психологии общения и отношений с коллегами.

  Эпигенетическая теория Эриксона

Типы отношений на работе

Отношения с коллегами по работе бывают разными. Они строятся по трем главным схемам, каждая из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Психология равных или дружеских отношений

Это наиболее близкое общение. Люди хвалят друг друга, но при необходимости сделают замечание. Такой тип отношений не подходит для руководителя и кого-то из сотрудников. И на это есть свои причины.

Дружба начальника и одного из членов коллектива выделяет последнего на фоне остальных. Он занимает, если так можно сказать, привилегированное положение, что точно не понравится остальным. Это прямой путь к конфликтам.

Психология отношений старшего к младшему (с позиции старшего)

Такой вид взаимоотношений на работе делится на два подвида:

  1. Наставник — ученик. Первый помогает второму советами, но никак не руководит им, тем более, не участвует в его работе. Ученик вряд ли прислушается к советам, если они идут непосредственно от начальника, который плохо разбирается в рабочих процессах. Наставник же дает возможность улучшаться и двигаться в правильном направлении.
  2. Руководитель – подчиненный. Начальник оценивает работу сотрудников, контролирует ее, при необходимости наказывает или поощряет. Здесь речь не идет о близких отношениях, потому что они разрушат дисциплину в коллективе.

Стоит отметить, что один и тот же человек не может быть руководителем и наставником.

Психология отношения младшего к старшему (с позиции младшего)

Как и предыдущий вид отношений, этот делится на подвиды:

  1. Подчиненный – руководитель. задача первого – ответственно относиться к обязанностям и выполнять указания второго. Также ему нужно уважать руководителя, независимо от того, какой он есть.
  2. Ученик – наставник. Отношения в коллективе по такому типу предполагает, что первый прислушивается к советам второго. И не только слушает их, но обдумывает и старается применять на практике. Если ученик спорит и отказывается слушать наставника по работе, он не готов учиться. В этом случае все разговоры бесполезны.

Каждая из перечисленных схем развития отношений дает возможность построить в коллективе здоровую атмосферу и наладить общение.

Правила хорошего тона

Отношения на работе с коллегами должны строиться согласно нескольким простым правилам. Первое касается приветливости. Не стоит из-за плохого настроения грубить или хамить окружающим. Быть вежливыми и благодарными не так уж и сложно. Эти качества располагают людей.

https://www.youtube.com/watch?v=Hms4sJY_320

Однако здесь нужно проявлять осторожность, поскольку близкие отношения в коллективе и неформальное общение могут сыграть злую шутку. Например, молодая сотрудница покажется женщинам из коллектива соперницей. Мужчины же из-за ее слишком свободного поведения посчитают ее ветреной и утратят всякое уважение.

Второе правило является логичным продолжением первого. Не стоит рассказывать коллегам по работе личную информацию о себе. Хорошие побуждения и доверие легко превращаются в сплетни, домыслы и зависть. Достаточно рассказать общеизвестный минимум.

  Как справиться и побороть волнение

Третье правило созвучно с выражением «не бежать впереди паровоза». Конечно, хорошо, если способности позволяют выполнять работу быстро и при этом качественно. Однако коллектив состоит из разных людей. Кто-то работает быстрее, кто-то, наоборот, тратит на выполнение задач больше времени. Не стоит пытаться исправить или переучить коллег. Они могут принять это за вызов.

И, наконец, четвертое правило. Оно призывает не игнорировать ритуалы и традиции коллектива. Совместные обеды и праздники только улучшат отношения.

Первый день: фатальный успех

Отношения в коллективе на работе во многом зависят от первого впечатления о сотруднике. Ему придется пройти своеобразный тест, на результатах которого будет строиться его дальнейшее общение с коллегами.

Итак, в первый рабочий день нужно придерживаться ряда простых рекомендаций:

  1. Одеваться максимально сдержанно, даже если в жизни стиль одежды вряд ли можно назвать скромным.
  2. Не забывать о правилах этикета. Минимум – приветствие и слова прощания.
  3. Не кокетничать с представителями мужского пола. Это только испортит отношения и с ними, и с женщинами.
  4. Не спорить, пытаясь доказать свою правоту.
  5. Не рассказывать слишком много о себе.
  6. Если необходимо, обращаться к коллегам за помощью.

Выполнять перечисленные советы несложно. Достаточно просто расслабиться и попытаться получить удовольствие от работы.

Мы такие разные и все-таки мы вместе

Построить здоровые отношения на работе непросто. Все из-за того, что каждый человек индивидуален. Существует несколько видов сотрудников:

  1. Злюки или ворчуны. Неприветливые люди, которые всегда чем-то недовольны и легко выходят из себя. Каждое слово или реакция окружающих для них — возможность выплеснуть негатив. У таких людей нет желания говорить о хорошем.
  2. Завистники. Любимое занятие таких членов коллектива – разносить сплетни, причем как на работе, так и за ее пределами. Они обсуждают все, начиная от новой губной помады и заканчивая профессиональной деятельностью. Таким людям просто скучно. В общении с ними нужно избегать слишком откровенных рассказов о себе и семье.
  3. Ригидные коллеги. Не любят перемены. Даже если новое в разы лучше старого, они не станут ничего менять. Отношения с такими сотрудниками должны строиться на строгом следовании установленным правилам и инструкциям.
  4. Советчики. Постоянно учат окружающих, направо и налево раздают советы. Они безвредны. Самое страшное, к чему приводит их поведение, — ссора на работе. Общаясь с коллегами такого типа, нужно проявлять инициативу и просить совета первыми.
  5. Педанты. Реагируют на малейшие неточности и детали. Умерить их пыл довольно легко. Достаточно переложить часть обязанностей, требующих большого внимания и скрупулезности.
  6. Артисты. Любят быть в центре внимания. Скандалы на работе для них – способ зарядиться энергией. Пара комплиментов и внимание позволят превратить их из врагов в союзники.

Как собрать успешную команду

Роли в коллективе психология

Исследования авторитетного специалиста в сфере менеджмента Рэймонда Мередита Белбина показали, что наиболее успешные команды состоят из сотрудников с различными типами поведения. Всего он выделил девять таких типов, которые назвал «командными ролями».

Чтобы стать высокоэффективной, команда должна использовать каждую из девяти ролей поведения. Однако это не значит, что в коллективе обязательно должно быть девять человек. Большинство сотрудников будут иметь две или три командные роли, в которых им наиболее комфортно. С течением времени эти роли даже могут меняться. У каждой из них есть свои сильные и слабые стороны, но все они равнозначны.

Роли в команде

Эти роли не всегда нужны команде одновременно: сначала следует определить цели, а уже потом решить, какие из командных ролей потребуются для их достижения. Используя метод Белбина, можно осознать свои сильные стороны, собрать продуктивную команду или улучшить взаимоотношения внутри существующего коллектива. 

  1. Исследователь ресурсов (Resource Investigator). Любознательный характер помогает находить идеи, которыми он делится с командой. Сильные стороны: коммуникабельность, энтузиазм. Исследует возможности и развивает контакты.

    https://www.youtube.com/watch?v=HDSBmipeBjM

    Допустимые слабые стороны: может быть чрезмерно оптимистичным, может потерять интерес к проекту, как только первоначальный энтузиазм пройдет. 

  • Душа команды (Team Worker).Помогает членам команды работать вместе, использует их универсальность, расставляет приоритеты в задачах. Сильные стороны: сотрудничество, проницательность и дипломатичность. Способен слушать, сглаживает шероховатости в общении.

    Допустимые слабые стороны: может быть нерешительным в критических ситуациях и стремится избегать конфронтации. Может колебаться при принятии непопулярных решений.

  • Координатор (Coordinator).Сосредотачивается на задачах команды, стимулирует сотрудников работать и правильно делегирует обязанности. Сильные стороны: зрелость, уверенность в себе, умение находить таланты и прояснять задачи.

    Допустимые недостатки: может манипулировать и чрезмерно делегировать полномочия, оставляя себе мало работы.

  • Генератор идей (Plant).Как правило, он творческая натура и хорошо решает проблемы нетрадиционными способами. Сильные стороны: креативность, воображение, свободное мышление. Генерирует идеи и решает сложные задачи.

    Допустимые недостатки: может игнорировать непредвиденные расходы, часто слишком занят, чтобы эффективно общаться. Бывает рассеянным и забывчивым.

  • Аналитик-стратег (Monitor Evaluator).Имеет логический взгляд на вещи, обо всем судит беспристрастно и трезво оценивает варианты решений, предлагаемые командой. Сильные стороны: здравомыслящий, со стратегическим видением, проницательный.

    Допустимые недостатки: иногда ему не хватает драйва и способности вдохновлять других, может быть чрезмерно критичным. Долго думает перед тем, как высказать свое мнение.

  • Специалист (Specialist).Дает команде глубокие знания в важной сфере. Сильные стороны: целеустремленный и самоотверженный. Предоставляет специальные знания и навыки.

    Допустимые недостатки: часто узкоспециализирован и может зацикливаться на технических деталях. Перегружает коллег информацией.

  • Мотиватор (Shaper).Обеспечивает необходимый драйв, который позволяет команде двигаться и не терять фокус. Сильные стороны: сложный и динамичный сотрудник, расцветает под давлением обстоятельств. Имеет драйв и мужество для преодоления трудностей.

    Допустимые слабости: может быть склонен к провокациям, иногда даже оскорбляет чужие чувства.

  • Работник (Implementer).Планирует работоспособную стратегию и выполняет ее максимально эффективно. Сильные стороны: практичный, надежный, эффективный. Превращает идеи в действия и организует работу.

    Допустимые недостатки: ему не хватает гибкости, медленно реагирует на новые возможности.

  • Контролер-завершитель (Completer Finisher).Наиболее эффективно используются в конце работы для ее шлифовки и тщательной проверки на наличие ошибок. Следует самым высоким стандартам контроля качества. Сильные стороны: внимательный, добросовестный, тревожный. Ищет ошибки, полирует и совершенствует продукт.

    Видео:Какие РОЛИ есть в любом КОЛЛЕКТИВЕСкачать

    Какие  РОЛИ есть в любом КОЛЛЕКТИВЕ

    Допустимые недостатки: может быть склонен к излишнему беспокойству,  неохотно делегирует полномочия.

  • Как сочетать командные роли

    Чтобы сделать из коллектива высокоэффективную команду, нужно определить цели, понять, какие командные роли нужны для их достижения и как эти роли сочетать. 

    Совмещать роли в команде можно по трудовым особенностям:

    1. «Интеллектуалы». Аналитик-стратег, Генератор идей, Специалист.

    2. «Люди действия». Мотиватор, Контролер-завершитель, Работник.

    3. «Социально ориентированные». Исследователь ресурсов, Душа команды, Координатор.

    Или по видам деятельности:

    1. «Генерация идей». Аналитик-стратег, Генератор идей, Исследователь ресурсов.

    2. «Организация и управление». Мотиватор, Координатор, Душа Команды

    3. «Выполнение рабочих задач». Работник, Специалист, Контролер-завершитель. 

    Запомнить

    • Согласно исследованию, успех команды в частности зависит от наличия в ней сотрудников с разными типами поведения.
    • Рэймонд Белбин выделил девять типов поведения в команде и назвал их «командными ролями».

    • Чтобы добиться успеха, команда должна использовать все девять поведенческих типов, но это не значит, что коллективу нужны минимум девять сотрудников — члены команды могут играть сразу несколько ролей.

    • Эти роли не всегда нужны сразу: сначала определите цели, а потом решайте, какие из командных ролей потребуются для их достижения. 
    • Группировать их можно по три, в зависимости от предпочтений: по трудовым особенностям или видам деятельности.

    • Метод Белбина поможет понять свои сильные стороны, создать продуктивную команду или улучшить взаимоотношения внутри коллектива. 

    Источник

    Видео

    БЫТЬ СОБОЙ ИЛИ ПРИТВОРЯТЬСЯ? / РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ / СТАТУСЫ / МАСКИСкачать

    БЫТЬ СОБОЙ ИЛИ  ПРИТВОРЯТЬСЯ? / РОЛЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ / СТАТУСЫ / МАСКИ

    Как распределяются роли в коллективеСкачать

    Как распределяются роли в коллективе

    Социальные роли и маски в повседневной жизни. Психология.Скачать

    Социальные роли и маски в повседневной жизни. Психология.

    Лекция 39: Роль коллективаСкачать

    Лекция 39: Роль коллектива

    Травля в коллективе. БуллингСкачать

    Травля в коллективе. Буллинг

    Коллективисты против индивидуалистов. О роли коллектива в бизнесе. Системно-векторная психологияСкачать

    Коллективисты против индивидуалистов. О роли коллектива в бизнесе. Системно-векторная психология

    ЖЕНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯСкачать

    ЖЕНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ

    Управление персоналом. Напрягать или доверять? Роли в коллективе.Скачать

    Управление персоналом. Напрягать или доверять? Роли в коллективе.

    ПРИЗНАКИ ПЛОХОГО КОЛЛЕКТИВАСкачать

    ПРИЗНАКИ ПЛОХОГО КОЛЛЕКТИВА

    Лидерами рождаются. Роль лидера в команде.Скачать

    Лидерами рождаются. Роль лидера в команде.

    Людмила Петрановская "Границы: что это такое и как научиться ставить их детям"Скачать

    Людмила Петрановская "Границы: что это такое и как научиться ставить их детям"

    Формальные и неформальные роли в организации. Социальные роли. Кристина КудрявцеваСкачать

    Формальные и неформальные роли в организации. Социальные роли. Кристина Кудрявцева

    Юлия Жижерина. Вы пришли руководителем в чужой коллективСкачать

    Юлия Жижерина. Вы пришли руководителем в чужой коллектив

    Треугольник Карпмана. Психология Отношений. СаморазвитиеСкачать

    Треугольник Карпмана. Психология Отношений. Саморазвитие
    Поделиться или сохранить к себе: