Потребность в общении это в психологии + видео

Потребность в общении это в психологии Психология
Содержание
  1. Аффилиация в психологии: это что такое, мотив
  2. Понятие и значение
  3. Причины
  4. Виды
  5. Высокая
  6. Низкая
  7. Мотивация
  8. Типы
  9. Диагностика
  10. Потребность
  11. Отличие мотивации и потребности к общению
  12. Влияние на здоровье
  13. Потребность в общении
  14. Почему общение необходимо?
  15. Виды потребности в общении
  16. Дефицит общения: последствия
  17. Потребность в общении у детей, подростков и взрослых
  18. Потребности человека в общении. М.И. Лисина Потребность в общении Изучение потребностей одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно. — презентация
  19. Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста
  20. Потребности
  21. Мотивы или желания
  22. Стили общения
  23. Структура общения
  24. Виды и уровни общения
  25. Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание
  26. Общение с позиции психологии
  27. Суть общения, цель, функции
  28. Контактная
  29. Информационная
  30. Побудительная
  31. Координационная
  32. Эмотивная
  33. Функция понимания
  34. Функция влияния
  35. Функция отношения
  36. Виды общения
  37. По содержанию
  38. По целям
  39. По каналу коммуникации
  40. По средствам
  41. По контакту
  42. По условиям ситуации
  43. Особенности коммуникации
  44. Правила общения (коммуникации)
  45. Как общаться с невозможными людьми
  46. Видео

Аффилиация в психологии: это что такое, мотив

Потребность в общении это в психологии

Человек тянется к обществу с самого рождения. Только при контакте с социумом можно обмениваться информацией, получать новый опыт, заводить знакомства, развивать навыки. Если общения нет длительное время, начинается ассоциализация, которая приводит к психическим отклонениям.

Аффилиация в психологии — тяга к обществу. Человек постоянно стремится к другим людям, но услышав отказ или грубость, может замкнуться.

Понятие и значение

Аффилиация — стремление человека к обществу. С рождения у каждого индивида есть потребность к созданию доверительных отношений, которые могут перерастать в крепкую дружбу или любовь.

Формироваться аффилиация начинает с детства. На развитие влияет взаимоотношения с родителями, близкими родственниками, сверстниками.

Эта потребность помогает снизить тревожность, перебороть стресс, депрессию, апатию.

Далеко не всегда аффилиация бывает успешной. Когда человека постоянно отвергают, накапливается негативный опыт. В комплексе с неуверенностью в себе, недоверием к людям, субъект неосознанно блокирует потребность тяги к обществу, замыкается в себе.

Кроме обычной аффилиации, существует групповая потребность к общению. Она проявляется, когда небольшая компания единомышленников хочет присоединиться к большой группе, принять чужую культуру, правила, чтобы развиться, получить доступ к чему-то новому.

Причины

Повышенную тягу к взаимодействию с социумом вызывает желание получить:

  • оценку собственной деятельности (похвалы или критика работы, увлечений);
  • поддержку, утешение в тяжелых ситуациях;
  • положительные эмоции.

Также аффилиация возникает при боязни социальной изоляции, одиночества.

Виды

По степеням потребности в общении людей можно разделить на три типа — индивиды, которые:

  1. Любят большие, шумные компании. Они получают удовольствие от общественной похвалы, обожают находиться в центре внимания, не представляют свою жизнь без ежедневных контактов с социумом.
  2. Предпочитают живому общению виртуальное. Благодаря таким людям социальные сети получили большую популярность. Через интернет можно общаться в текстовом формате, переговариваться словами, записывать видеообращения.
  3. Не любят больших компаний, предпочитают уединение. Они выбирают удаленную работу, чтобы меньше контактировать с окружающими. У таких личностей мало знакомых, близких друзей.

Аффилиация отвечает за степень воодушевления перспективой общения субъекта с социумом. Психологи выделяют два вида аффилиации — низкую и высокую.

Высокая

Этот тип характерен для экстравертов. Такие индивиды открыты к общению, новым знакомствам. Они могут обратиться к любому незнакомцу и завести разговор.

При длительном нахождении в одиночестве испытывают сильный стресс. Таким индивидам проще достигать поставленных целей в компании с кем-нибудь.

Низкая

Низкая аффилиация свойственна интровертам. Эти люди самодостаточны, независимы, на все имеют собственный взгляд, яростно отстаивают свою точку зрения.

Они редко выходят из зоны комфорта, с крайней осторожностью подпускают к себе других людей. Редко заводят новые знакомства, ценят дружбу с близкими друзьями.

Мотивация

Мотив аффилиации в психологии — поддержание отношений с окружающими на комфортном для субъекта уровне, не вызывающем дискомфорта. Цели сотрудничества разные — от показа своих навыков с желанием получить оценку до управления другим человеком.

Правильная аффилиация — равноправное сотрудничество двух и более людей. Если роли сильно разняться, может быть нанесен вред эмоциональному состоянию индивида.

Мотивация потребности в общении проявляется:

  1. Внутренне — чувства привязанности, верности.
  2. Внешне — желание проводить вместе время, сотрудничать с выгодой, больше общаться.

Мотивация аффилиации лавирует между желанием показать себя, получить одобрение от собеседника и страхом быть использованным, отвергнутым. Любые ожидания от новых знакомств формируются на основе жизненного опыта.

Типы

Психологи выделяют 4 типа мотивации аффилиации:

  1. Ярко выражен страх, отвержение общества. При этом не проявляется интереса к новым знакомствам, общению. Человек ждет подвоха, обидные слова, предательства от незнакомцев. Он начинает замыкаться в себе, из-за чего снижается работоспособность, исчезает интерес к собственным увлечениям. Сохраняется желание общаться с близкими, но субъект далеко не всегда может его осуществить из-за личных страхов.
  2. Мотивация принятия является доминирующей. Субъект не против новых знакомств, любит общение, не может длительное время находиться в одиночестве. Иногда подобный тип мотивации становится навязчивым, из-за чего окружающие могут отстраняться от индивида.
  3. Два главных типа проявляются ярко. Человек живет в одном большом конфликте. Он хочет общаться с людьми, но не доверяет им, боится быть обманутым. Поступки становятся противоречивыми. Окружающие не могут понять целей, которые преследует человек.
  4. Два первых типа не выражены или проявляются очень слабо. Субъект может длительное время находиться в одиночестве. Он может обходиться без общения, но иногда хочет отдохнуть в обществе близких.

Диагностика

Чтобы выявить преобладающий тип мотивации, учеными были разработаны разные диагностические процедуры. Наиболее информативная методика — мотивация аффилиации, которая была усовершенствована М. Ш. Магомед-Эминовым.

С ее помощью можно понять, что у человека преобладает больше — страх к общению или его принятие. Методика представляет собой два бланка с вопросами. Одна часть относится к вопросу о принятии, другая – об отвержении.

Потребность

Индивид начинает общаться с окружающими по разным причинам. Для одного индивида это оказание или получение помощи, а для другого деловое сотрудничество.

https://www.youtube.com/watch?v=_SkHHYPRCEE

Так образуются потребности в аффилиации. Они представляют собой конкретный вид социального взаимодействия.

Когда для одного из участников общения, взаимодействия между друг другом становятся средством, а не целью к развитию, дальнейшему продвижению, отношения начинают разрушаться.

Стабильная аффилиация подразумевает равное общение, когда ни один из участников не старается удовлетворить собственные потребности за счет другого.

Отличие мотивации и потребности к общению

Потребность в аффилиации присуща каждому человеку с рождения. Со временем начинает формироваться мотивация. Она зависит от воспитания, общения с близкими родственниками, сверстниками.

Под воздействием этих факторов формируется или мотивация принятия, или мотивация отталкивания.

При правильном воспитании, агрессивном воздействии некоторых сверстников, у ребенка развивается внутренний конфликт между принятием и отвержением.

Влияние на здоровье

Аффилиация влияет на физическое, психическое здоровье индивида. Чтобы субъект продолжал нормально развиваться, без нарушений, отставаний, его должны понимать, принимать окружающие. Если общество отвергает индивида, возникает фрустрация, чувство ненужности. Из-за этого могут развиваться стрессы, депрессии, апатия.

Польза для здоровья от удовлетворения потребности в общении, принятии социумом:

  1. В любой спорной или конфликтной ситуации индивид ищет поддержки у других людей. Добиться помощи можно при общении с близким.
  2. При общении снижается уровень тревожности, успокаиваются нервы, становится проще решать задачи. Настроение улучшается, что положительно сказывается на работе всего организма.

Ученые смогли доказать, что индивиды, у которых длительные теплые отношения с другим человеком, есть верные друзья, живут дольше. У одиночек психоэмоциональный фон нестабилен, они мечутся между многочисленными интересами.

Потребность к общению заложена у каждого человека с рождения. Она начинает формироваться с раннего возраста. Зависимо от особенностей воспитания, общения с близкими, сверстниками, появляются мотивации, потребности. Одновременно с этим формируется тип мотиваций.

Потребность в общении

Потребность в общении это в психологии

Мало, кто из людей представляет свою жизнь без друзей! Мы постоянно находимся в коллективе, стремимся познакомиться с новыми людьми, влиться в другую компанию и расширить круг общения. Одиночество не привлекает никого, независимо от нашего темперамента или характера. Но почему у людей есть потребность в общении? Чем она отличается у взрослых и детей? И какие есть виды общения?

Почему общение необходимо?

Общение – это одна из главных потребностей человека, от удовлетворения которой зависит наше эмоциональное состояние. Но какую роль играет общение в нашей жизни?

Эмоциональный обмен.

С помощью общения мы передаем свои чувства, эмоции, переживания и волнения. В процессе диалога другой человек делает тоже самое, за счет чего и происходит эмоциональный обмен.

Как часто мы замечаем, что настроение другого передается и нам, и достигается такой эффект исключительно из-за обмена чувствами и эмоциями, причем происходит это неосознанно.

В процессе общения мы или увеличиваем всю тягость переживаний, или уменьшаем.

Задумывались ли вы, почему одиночные камеры – это одно из самых суровых наказаний? Все дело в отсутствии собеседника.

Эмоциональная поддержка.

Каждому человеку необходимо признание в обществе. Нам важно знать, что нас ценят, любят и уважают. Такая уверенность придает нам сил, поднимает настроение и позволяет преодолевать даже самые тяжелые жизненные препятствия!

Оценочная поддержка.

https://www.youtube.com/watch?v=XCnQPhzNVfU

Все люди нуждаются в одобрении и поддержке. Нам важна оценка других людей о поступке, действии, словах или поведении. Благодаря общению мы делаем сравнения, заключения, выводы и изменения в своей жизни.

Информационная поддержка.

Через речь и средства связи мы получаем знания об окружающем нас мире, расширяем кругозор, становимся гармонично и высокоразвитой личностью. Благодаря общению мы получаем информацию, которая и позволяет нам правильно вести себя и быть подготовленным к разным жизненным ситуациям.

Потребность в общении есть у каждого человека, и от ее удовлетворения зависит наше физическое и эмоциональное состояние.

Виды потребности в общении

В состоянии тревоги и глубокого переживания даже малообщительные люди становятся разговорчивыми. Внутренний конфликт, страхи, борьба и жуткое волнение – все это способствует быстрому появлению новой темы для разговора. В зависимости от того, что хочет человек получить в результате, общение разделяется на следующие виды:

Безопасность.

Страх сковывает и одновременно побуждает человека испытывать сильную потребность в общении. Незнакомые люди начинают увлекательную беседу лишь из-за появления волнения и переживаний. Такая потребность далеко не в каждом случае дает хорошие результаты, ведь так мы можем наговорить много всего лишнего, чего в обычных бы обстоятельствах никогда бы не делали!

Доминирование.

Такая потребность для начала разговора возникает у людей, которые по характеру и особенностям властные, с яркими чертами лидерства. Оно направлено на подчинение другого вашим взглядам, мыслям, вкусам и чувствам.

Доминирование в общении приносит удовлетворение в тех случаях, когда другой человек испытывает потребность в подчинении. Если же сталкиваются в разговоре два лидера с потребностью в доминировании, то конфликта не избежать.

Затруднительно общение и двух других противоположностей – людей, нуждающихся в подчинении.

Выражение индивидуальности.

Выразить свой характер, необычный склад ума, отношение к жизни – все это стремится человек, который испытывает потребность в общении ради обращения внимания других на его же индивидуальность. Такие люди во время беседы крайне уязвимы и ранимы, ведь отрицание или высказывание другой позиции его собеседником вызывает возмущение, недоумение и даже глубокое разочарование.

Престиж.

Быть признанным в обществе, получить похвалу и заслужить уважение – желание многих людей. Часто такая потребность ярко проявляется в общении. По разговору становится понятно, какие мотивы у человека, что он хочет этим сказать и почему он выбрал именно такой способ общения. Если не контролировать такую потребность, то можно потерять друзей и даже испортить с ними отношения.

Чтобы общение было гармоничным, приятным и доставляло истинное удовольствие обеим сторонам, важно в первую очередь думать об интересах другого. 

Познание.

Благодаря общению мы получаем новые знания, информацию по разным вопросам, исследуем темы и углубляемся в профильные темы. Потребность в общении часто возникает в тот момент, когда нам требуется получение ответа на возникший вопрос. Удовлетворение наступает в тот момент, когда мы достигаем цели.

Покровительство.

Покровительство – это форма заботы о других людях. Некоторые стремятся начать разговор, чтобы оказать необходимую помощь и поддержку. Однако при неумеренном желании покровительствовать проявляется и стремление к самоутверждению, поэтому во всем важна уравновешенность.

Зная виды потребностей в общении, легче вникнуть в суть техники общения и вашей роли в этом процессе.

Дефицит общения: последствия

Нехватка общения бывает у людей по разным причинам. Кто-то сам по себе закомплексованный и стеснительный человек, другие находятся уже в глубокой депрессии.

Такая общественная изоляция для каждого губительна, и совершенно неважно, каким является человек по характеру. Главное последствие дефицита общения – это тягостное эмоциональное состояние.

Видео:Социальный голод или потребность в общенииСкачать

Социальный голод или потребность в общении

Оно отражается на всех сферах жизни человека, приводит к апатии, негативному настрою и даже ненависти к самому себе.

https://www.youtube.com/watch?v=mRU6dlLVvbc

При появлении подобных чувств необходимо сразу предпринимать активные меры. Если вы замечаете что-то подобное в поведении у своего друга, то тут же стремитесь к исправлению ситуации. Проявляйте инициативу в общении!

Когда вы сами начали страдать от дефицита общения из-за смены обстановки, переезда в другой город, расставания с парнем или потери близкого человека, то даже в таких критических и сложных ситуациях важно не падать духом, не расстраиваться и не обособляться. Общение – это лучший способ поднятие себе настроения!

Потребность в общении у детей, подростков и взрослых

Дети и подростки – это категория людей, которые еще не достигли своей зрелости. Именно поэтому они испытывают огромную тягу к общению. Каждый ребенок стремится к поиску друга или подруги, ему нравится быть в коллективе, наслаждаться общением и интересными играми. В процессе такого общения и происходит развитие и становление личности человека.

У подростков процесс становления личности проходит сложнее, а значит общение, особенно в переходный период, становится для них затруднительным. Важно, чтобы в этот момент у вашего ребенка был друг.

Если человек желает иногда побыть в одиночестве – это еще не означает, что у него проблемы или что он незрелый.

Взрослые люди – это зрелые личности, которые прекрасно знают, чего они хотят достичь в жизни. Поэтому часто их общение складывается на удовлетворении своих главных потребностей: признание, престиж, выражение индивидуальности, получение знаний. Не забывайте в процессе общения и о других людях, об их потребностях и интересах, ведь только так удовольствие от разговора получат обе стороны!

Потребности человека в общении. М.И. Лисина Потребность в общении Изучение потребностей одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно. — презентация

Потребность в общении это в психологии

«мотив», «мотивация»?

Потребность— объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающем предметным содержанием.

Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность»).

Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает.

Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.

Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, У которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда Речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е.

совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть Удовлетворена. Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель.

Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

https://www.youtube.com/watch?v=TqufZpFxIBs

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».

Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию,таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность, активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?» и т. п. Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п.

, а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями.Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивацияхкак аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом.

Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются.

В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Известный немецкий психолог Курт Левин(1890 — 1947) показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают.Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному.

Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами. Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является Реально наблюдаемое поведение. Мотивацияв данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивв отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.Мотив также Можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Видео:Недолюбленный ребенок. Дочь/сын без отца. Неудовлетворенные потребности. Анализ "белой половинки"Скачать

Недолюбленный ребенок. Дочь/сын без отца. Неудовлетворенные потребности. Анализ "белой половинки"

Мотивационную сферу человекас точки зрения ее развитости Можно оценивать по следующим параметрам:

• широта;

· гибкость;

· иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферыпонимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферыхарактеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.

Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой. Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному.

Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Наконец, иерархизированность— это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

А.Н. Занковский.

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

https://www.youtube.com/watch?v=HQL-6QnNRAs

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками.

Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками.

А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами.

Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Потребности

Итак, потребность — это субъективное ощущение недостатка в чем-то.

Обратите внимание — «в чем-то» — это не просто показатель что потребности бывают разные. Это еще и характеристика потребности. Потому что потребность сама по себе не имеет предмета. В нашем примере Михрутка испытал голод. Это — потребность в пище. Но в какой пище — не ясно. Просто организм сигнализирует: «дай пожрать!». Дальше уже включается более-менее осознанное поведение.

Появление потребности, надо заметить, запускает поисковую деятельность. То есть, человек начинает искать что бы такого сделать чтобы этот «зуд» унять — удовлетворить свою потребность.

Мотивы или желания

В психологии это называется мотивами. Мотив или желание — это опредмеченная потребность. Что это значит — «опредмеченная»? Это значит — появляется четкий объект в среде, который эту потребность удовлетворяет. В примере с Михруткой это — еда. Действительно, голод (потребность в еде) лучше всего реализует еда. Вот такая сложная вещь — психология.

Мотив сужает поисковую деятельность. Теперь Михрутка будет искать в среде не все подряд что может удовлетворить его, а еду.

Стили общения

В реальной жизни нам часто приходится исполнять описанные социальные роли не по очереди, а одновременно. У каждого из нас существует довольно богатый набор различных социальных ролей, которые молено представить в виде своеобразного «ролевого веера».

Одни лепестки этого «веера» могут соответствовать различным формальным ролям: «директора», «компетентного специалиста», «пациента», другие лепестки «веера» будут адекватны внутригрупповым ролям: «лидера», «веселого рассказчика», «непререкаемого авторитета»… Третья группа лепестков «веера» представлена набором межличностных ролей: «друга», «защитника».

Четвертая группа лепестков «веера» соответствует индивидуальным ролям: «способного ученика», «смелого и решительного человека»…

В каждой конкретной ситуации человек раскрывает не весь свой «веер», а только часть его. Те части «веера», которые видны в данный момент общения, называются актуальной ролью человека.

Актуальная роль представляет собой комбинацию различных социальных ролей в данной ситуации. Она отражает желание человека предстать перед своими партнерами и перед самим собой в том или ином качестве.

Это — определенный способ психологической защиты личности.

Структура общения

В.Н. Парфенов в своей статье «Психология общения» выделяет в содержательной структуре общения 4-е компонента – связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение.

Суть связи заключается в передаче разной информации – осведомительной, регулятивной или аффективной.

Под взаимодействием автор понимает процесс совместной деятельности людей при решении общей задачи.

Познание, считает Парфенов, является процессом восприятия и интерпретации поведения человека и осознание его для понимания личностной сущности.

https://www.youtube.com/watch?v=1JoPucNjoVo

Видео:МАНИАКАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИСкачать

МАНИАКАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Он выделяет опосредованное общение и непосредственное общение. Опосредованное общение может происходить через средства массовой коммуникации.

Проблемы общения Парфенов рассматривает через методологические принципы её исследования – коммуникативный принцип, информационный, гностический, регулятивный.

В данной модели структуры общения, считает А.А. Леонтьев, важно идти не от глобального представления коммуникативных процессов, а в обратном направлении. А.А. Леонтьев отмечает, что данная модель структуры общения построена на логоцистическом анализе процессов общения, а не на психологическом.

Б.Д. Парыгин в монографии «Основы социально-психологической теории» дает специфическую характеристику общения и вводит категорию «взаимопонимание», которая, по его мнению, является одной из основных характеристик. Ученый выделяет уровни взаимопонимания – совпадение системы социальных и индивидуальных значений у общающихся людей, совпадение уровней взаимной оценки.

Б.Д. Парыгин выделяет параметры общения – психический контакт при взаимном восприятии друг друга, обмен информацией в ходе вербального или невербального общения, взаимовлияние и взаимодействие друг на друга. Ученый считает, что существует внутренняя и внешняя сторона общения.

По мнению А.А. Леонтьева, данная концепция тоже имеет слабость, которая заключается в том, что концепция изложена в индивидуально-психологической трактовке процессов общения.

В социальной психологии России довольно широкое признание получила аналитическая модель, в которой структура любого акта общения состоит из трех взаимосвязанных сторон – коммуникативной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией, интерактивная означает взаимодействие в совместной деятельности, а перцептивная сторона состоит в восприятии и понимании другого человека.

Кроме этих существуют и другие классификации структуры общения.

Замечание 2

Если исходить из того, что структура является совокупностью устойчивых связей между многочисленными элементами, благодаря которым она представляет собой единое целое, то структуру общения можно рассматривать, учитывая следующие аспекты: динамические, функциональные, предметно-содержательные, операциональные.

Виды и уровни общения

Существует множество оснований для классификации видов общения, среди которых выделяются основные – по целям, и по содержанию.

По содержанию классификации общения могут быть:

  • материальные, предполагающие обмен предметами и продуктами деятельности, необходимые для нормальной жизни – это предметы материальной и духовной культуры, которые являются важным условием для индивидуального развития;
  • когнитивные, выступающие как фактор интеллектуального развития, поскольку в процессе когнитивного общения идет взаимное обогащение знаниями;
  • кондиционные виды общения создают готовность к научению, формулируют необходимые для оптимизации установки;
  • мотивационные виды общения являются источником дополнительной энергии, в ходе которого человек приобретает новые мотивы, интересы, цели и увеличивает свой психоэнергетический потенциал;
  • деятельные виды имеют прямой развивающий эффект, они совершенствуют и обогащают собственную деятельность индивида.

По целям классификации общения бывают биологические и социальные, кроме этого, исходя из цели, выделяются ритуальное, манипулятивное, гуманистическое общение.

Основой биологического общения является самосохранение организма и развитие его жизненных функций.

Социальное же общение направлено на обслуживание общественных потребностей людей, его цель – расширить и укрепить межличностные контакты, установить и развить интерперсональные отношения, личностный рост индивида.

Характерной особенностью ритуального общения является ненаправленность, неинформативность, невовлеченность, бессодержательность партнеров в общении.

При манипулятивном общении один из партнеров ставит цель — использовать партнера в своих интересах.

https://www.youtube.com/watch?v=V5ZeEqEPngI

Гуманистическое общение помогает удовлетворить потребность в понимании, сопереживании – это доверительное, интимное, исповедальное общение.

Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание

Потребность в общении это в психологии

Общение это в психологии определение важной потребности человека в любом возрасте. Благодаря ему, планируется, контролируется и осуществляется деятельность людей, устанавливаются дружеские и любовные отношения. Для более обширного понимания этого вида коммуникации в психологии, социологии, обществознании и педагогике требуется изучить, что значит общение, каковы его цели и функции.

Коммуникации в обществе

Общение с позиции психологии

Под термином «общение» понимаются разные формы взаимодействия людей, которые осуществляются при помощи различных знаковых средств, таких как:

Желание контактировать с другим человеком возникает из-за потребности действовать совместно.

Значение в психологии

Чтобы ясно понимать, что такое общение, необходимо рассмотреть различные определения этого термина. Они помогут составить многогранное представление об этом способе коммуникации:

  1. Человеческое общение – это в психологии считается сложным и многоплановым процессом, который направлен на установление и развитие контактов между группой лиц.
  2. Согласно литературе по культуре коммуникаций, общение – это своеобразный процесс обмена результатами духовной и психической деятельности между людьми. Сюда можно отнести оценки, мысли, чувства, суждения, установки.
  3. Также коммуникация является основной психологической потребностью человека, которая способствует формированию личности. В процессе межличностных контактов субъективный мир одного индивида открывается для другого. Это позволяет человеку самоопределиться и самопрезентовать себя в обществе.

Суть общения, цель, функции

Вербальное общение — что это в психологии

Социологи считают, что межличностные коммуникации – это отличный способ передать другим людям общественный опыт и культуру.

Отечественные психологи поддерживают мысль, что целью общения является создание единства между обменом информацией и деятельностью в обществе.

Но совершить обмен нереально, если между людьми отсутствует понимание, ведь оно помогает добиться успеха и наладить тесный контакт.

Важно! Поэтому понимание является главной целью межличностных контактов. Именно от него зависит результат коммуникаций.

Цели общения

Общение в жизни человека выполняет 8 основных функций.

Контактная

Видео:21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Чтобы понять, что значит контактная функция, и для чего она нужна, достаточно вспомнить главный страх человека – боязнь быть непонятым.

Важно! Этот барьер препятствует установлению близких и длительных взаимоотношений с людьми.

Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание.

Информационная

Информационная функция отвечает за формирование, передачу и прием информации. Реализуется она в несколько этапов:

  • вначале выравниваются различия в информированности индивидов, которые нацелены на вступление в психологический контакт;
  • затем происходит передача убеждений, мыслей, фактов, и делаются выводы об услышанном;
  • на третьем этапе формируется желание понять собеседника.

Эта функция общения важна, так как сообщения, замыслы, решения и мнения помогают наладить понимание между контактирующими субъектами.

Побудительная

Побудительная функция позволяет стимулировать человека на активные действия. В этом случае общение позволяет управлять людьми.

Дополнительная информация. В современном мире эта функция используется во всех сферах деятельности для манипуляций.

https://www.youtube.com/watch?v=_4Z-WcN8650

Рекламные ролики – яркий пример успешной реализации функции.

Координационная

Координационная функция позволяет людям заниматься совместной деятельностью. Благодаря ей, группа лиц может согласовать свои действия и эффективно выполнить поставленную задачу. Если функция будет реализована некачественно, такое общение принесет разочарование и убытки.

Эмотивная

Благодаря эмотивной функции, люди способны возбудить в партнере необходимые эмоциональные переживания, а также осуществить изменение собственного состояния.

Важно! Передача эмоций может происходить как вербальным, так и невербальным способом.

Если способы эмоционального регулирования у партнеров различны, то эффективная реализация этой функции в общении будет невозможна, и люди столкнуться с недопониманием и конфликтами.

Функция понимания

Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.

Функция влияния

Функция влияния похожа на побудительную функцию. ее цель – изменить поведение, состояние, личностно-смысловые образования собеседника.

Важно! Для реализации функции могут использоваться разнообразные психосоциальные приемы воздействия. Использоваться она может как в позитивных, так и негативных целях.

Функция отношения

Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.

Виды общения

Невербальное общение — что это такое в психологии

Обмен информацией между людьми может проходить чрезвычайно разнообразно. Осознать, что такое общение, какова его роль в обществе, и каких видов оно бывает, поможет коммуникативная классификация.

Виды общения

По содержанию

Когда между людьми выстраивается общение, определение его целей является главной задачей в самом начале. Поэтому деление коммуникации по содержанию позволяет установить мотивы контакта. Согласно этой классификации общение бывает:

  1. Деятельностное. Между индивидуумами происходит обмен навыков, умений, операций и действий.
  2. Мотивационное. При таком общении люди обмениваются потребностями, интересами, побуждениями.
  3. Кондиционное. Благодаря этому виду, один человек способен совершить обмен физиологического и психического состояния.
  4. Когнитивное. Основная цель такого общения заключается в передаче знаний.
  5. Материальное. При коммуникации люди обмениваются продуктами и предметами.

По целям

По целям общение подразделяется на 2 вида:

  • социальное, при котором преследуется цель расширить и укрепить межличностные контакты;
  • биологическое, которое требуется обществу для поддержки и развития организма.

По каналу коммуникации

По каналу коммуникации общение подразделяется на следующие виды:

  1. Невербальный. Обмен информацией между людьми осуществляется при помощи жестов, мимики.
  2. Вербальный. Этот канал социальной коммуникации реализуется при помощи речи.
  3. Искусственный. Общение осуществляется за счет своеобразных амулетов, татуировок, символов, которые имеют определенное значение. Также к этому виду относятся книги, пресса, телефоны, телевидение и радиовещание.

По средствам

По средствам общение бывает:

  1. Косвенным. Общение осуществляется при помощи посредников.
  2. Прямым. Беседа людей происходит при личном контакте.
  3. Опосредованным. При этом общении используются различные средства и орудия для обмена информацией между людьми. Социальные сети – яркий пример такой коммуникации.
  4. Непосредственным. Общение происходит при помощи естественных органов, например, зрения, слуха.

По контакту

В зависимости от контакта с собеседником, общение бывает:

  1. Опосредованным. Такой вид общения считается косвенным. Обмен между людьми осуществляется тогда, когда они отдалены друг от друга. Например, это переписка, разговор по телефону.
  2. Непосредственным. Является прямой коммуникацией, при которой субъекты находятся рядом друг с другом и обмениваются информацией при помощи мимики, жестов и речи. Этот вид считается наиболее полноценным, так как в процессе индивиды способны получать максимум знаний друг о друге.

По условиям ситуации

По условиям ситуации общение бывает:

  1. Официальным. Должностное общение осуществляется исключительно в деловой сфере. Для него характерно наличие большого количества формальностей и правил.
  2. Неофициальным. Частное общение не ограничивается набором правил. Оно может происходить в любой сфере.

Особенности коммуникации

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

После того, как стал понятен термин «общение», что это такое и для чего нужно, самое время изучить его особенности. Они помогут выстроить правильную коммуникацию:

  1. Для качественного общения необходимо присутствие двух активных индивидов.
  2. Во время беседы необходимо наличие взаимного влияния друг на друга, как эмоционального, так и физиологического.
  3. У партнеров должна осуществляться единая или схожая система обмена информацией.
  4. При общении требуется наличие возможности для возникновения коммуникативных барьеров.

Основные правила

https://www.youtube.com/watch?v=e7iYz4DUcMA

Помимо этих норм, существуют социальные правила, которые способны улучшить общение между людьми.

Правила общения (коммуникации)

Чтобы межличностные отношения с друзьями, коллегами или любимым человеком  не портились со временем, требуется изучить основные правила коммуникаций:

  1. Для создания доверительной и познавательной беседы необходим визуальный контакт.
  2. Говорить желательно только по делу. Следует исключить из словарного запаса выражения, которые не несут никакой смысловой нагрузки.
  3. Разговор необходимо всегда поддерживать, задавая вопросы и уточняя информацию.
  4. Чтобы беседа не угасла, требуется отвечать развернуто. Лучше исключить односложные и простые ответы при разговоре.
  5. Не следует употреблять неизвестные для собеседника слова. Язык и рассуждения должны быть понятны обоим.
  6. Хорошее настроение – залог интересного разговора. Даже деловой встрече не помешает немного юмора и улыбок.
  7. Во время разговора в руках не должно быть вещей. Они могут забирать внимание собеседника на себя.
  8. Паузы при беседе – коварные враги. Длинное молчание (более 10 секунд) вызовет дискомфорт.

Общение человека с другим индивидом – это искусство, которое может постичь каждый, если будет следовать вышеизложенным рекомендациям.

Как общаться с невозможными людьми

К сложным людям требуется особый подход во время беседы. Если нужно контактировать с неприятным человеком, минимизировать получение негативных эмоций можно при помощи 5 основных правил:

  1. Не следует принимать на свой счет критику оппонента и советы, о которых не просили.
  2. Если собеседник любит перебивать, не следует позволять ему это делать. Для этого требуется вежливо объяснить человеку, что его аргументы не будут услышаны до тех пор, пока речь не будет закончена.
  3. Если собеседник не хочет говорить, но получить ответ от него необходимо, в этом случае лучшее общение – это кратко изложить суть вопроса.
  4. Не следует забывать об умении слушать оппонента. Благодаря внимательному отношению к собеседнику, будет видно уважение к его словам и мыслям.
  5. Не нужно учить человека общаться, если он это делает как-то не так. У каждого индивида своя манера разговора. Поэтому оценочная беседа будет только раздражать.

Коммуникация – это ключ к целому миру. Внимательное изучение инструкции по управлению ей и грамотное использование позволят легче добиваться поставленных целей.

Видео

5 психологических приёмов для общенияСкачать

5 психологических приёмов для общения

Знакомства на нашем канале. Потребность в общении. Удовлетворение голода на общениеСкачать

Знакомства на нашем канале. Потребность в общении. Удовлетворение голода на общение

Потребность в общении и социальной поддержкеСкачать

Потребность в общении и социальной поддержке

LIVE. Как общаться с нарциссом? Психолог Василий ИльинСкачать

LIVE. Как общаться с нарциссом? Психолог Василий Ильин

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)Скачать

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)

Психология общения 1.2. Мотивация и виды общенияСкачать

Психология общения 1.2. Мотивация и виды общения

Психология. Мотивация и мотивы: понятие, теории, виды и процесс мотивации.Скачать

Психология. Мотивация и мотивы: понятие, теории, виды и процесс мотивации.

Потребность быть нужным и общение — социальные потребности человекаСкачать

Потребность быть нужным и общение — социальные потребности человека

Психология и этика деловых отношений. Лекция 2. Сущность и содержание делового общенияСкачать

Психология и этика деловых отношений. Лекция 2. Сущность и содержание делового общения

Деловое общение. Лекция 1. Характеристики делового общения.Скачать

Деловое общение. Лекция 1. Характеристики делового общения.

Патологическая стеснительность САМОПОМОЩЬ / Тревожно избегающее Р-во личности / Застенчивые людиСкачать

Патологическая стеснительность САМОПОМОЩЬ / Тревожно избегающее Р-во личности / Застенчивые люди

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ. ПсихотерапияСкачать

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ. Психотерапия

Почему не хочется общаться с другими людьмиСкачать

Почему не хочется общаться с другими людьми

КАК БЫТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВЫМ?! / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬСкачать

КАК БЫТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВЫМ?! / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Индивидуальная потребность в общении (молчание - золото) [ЭММ..]Скачать

Индивидуальная потребность в общении (молчание - золото) [ЭММ..]
Поделиться или сохранить к себе: