Полная характеристика героев отцы и дети

Видео:БАЗАРОВ — характеристика образа главного героя романа Тургенева «Отцы и дети»Скачать

БАЗАРОВ — характеристика образа главного героя романа Тургенева «Отцы и дети»

Анализ романа Тургенева «Отцы и дети» | Литерагуру

Полная характеристика героев отцы и дети

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

История создания

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала  «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском.

Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России.

Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.

Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

Характеристика героев романа

Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал.

Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо.

Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.

Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

  • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
  • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
  • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
  • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
  • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
  • Этот человек глубоко несчастен.

Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

  • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
  • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

Аркадий Николаевич Кирсанов  – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

  • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
  • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
  • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

Конфликт «отцов» и «детей»

Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

https://www.youtube.com/watch?v=mIgQLyiAU3E

Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

Главные темы

Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

Главные темы в романе «Отцы и дети»:

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться.

Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

https://www.youtube.com/watch?v=H7pZsYManu8

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Видео:"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разборСкачать

"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разбор

Характеристика главных героев в «Отцах и детях» Тургенева

Полная характеристика героев отцы и дети

«Отцы и дети» — социально-психологический роман Ивана Сергеевича Тургенева, вышедший в свет 1862 году.

Главной темой произведения является противопоставление старого пореформенного мира безжалостному прогрессу, жаждущему разрушения устоев.

Характеристика главных героев в «Отцах и детях» позволит разобраться с авторской позицией Тургенева и понять, какое поколение персонажей вызывает у автора больше уважения.

Образная система романа

Центром образной системы романа является протагонист Евгений Базаров. Персонаж, созданный Тургеневым, отличается социальной новизной и харизматичностью. Взаимодействия с другими героями — своеобразные испытания для Евгения, меняющие его суть и заставляющие взрослеть, отказываться от смелых, но не всегда адекватных юношеских идей.

В качестве антагонистов Базарова выступают братья Кирсановы, принадлежащие к либеральному поколению 40-х годов 18-го века:

  • Павел Петрович является непримиримым идейным противником главного героя, однако имеет с ним много общего (крайность позиций, отрицание любых возможных компромиссов, железная уверенность в собственной правоте);
  • Николай Петрович спорит с Базаровым невербально, он противоречит идеалам молодого нигилиста своим образом жизни и реакцией на происходящие события.

Аркадий Кирсанов, поначалу слепо верящий в своего товарища, по сути, является лишь его мнимым союзником, так как в конце произведения избирает свой собственный путь.

Образ Одинцовой испытывает героя любовью, существование которой он отрицал. Чувства, которые Евгений не смог контролировать, стали для него страшным ударом, сломавшим его уверенность в собственном мировоззрении.

Характеристика Базарова и Кирсанова

Характеристика героев в «Отцах и детях» Тургенева обычно начинается с разбора образов двух главных персонажей. Евгений Васильевич Базаров — студент медицинского университета, страстно увлеченный идеями нигилизма.

Обладает высоким ростом, очень похож на отца. Происходит из небогатой семьи. Евгений не мыслит свою жизнь без труда, все свободное время занимает либо учебой, либо чтением, либо постановкой медицинских опытов.

Игнорирует любые манеры, хотя обучен этикету, ведет себя грубо и излишне самонадеянно.

На протяжении нескольких лет дружит с Аркадием, однако чувствует себя более прогрессивным человеком. Прививает Кирсанову идеи нигилизма, но с сожалением понимает, что его товарищ не подходит для борьбы с устаревшими устоями общества.

Евгений пытается сблизиться с крестьянами и доказать им, что считает их равными, отрекается от барского происхождения. Дворовые его родителей уважают молодого помещичьего сына, однако втайне посмеиваются над его поведением, так как для них он был и остается чудаком.

https://www.youtube.com/watch?v=vG1EYDoYK44

Базаров не умеет проявлять чувства, считает себя сухим и черствым человеком. Его характер меняется, когда он влюбляется в неприступную Анну Одинцову. Герой страдает, когда женщина ранит его чувства.

После драматичного объяснения с Одинцовой уезжает в родительское поместье, где работает лекарем. Он отчаянно берется даже за самые тяжелые случаи, словно специально ищет возможность умереть. Погибает от тифа, которым заражается от одного из пациентов.

Тезисное описание мировоззрения Базарова:

  • продвигает нигилизм;
  • считает себя революционером-демократом;
  • порицает людей, не признающих его идеи;
  • доверяет только научным фактам;
  • отрицает понятия любви и красоты, считает их ненужными для современного прогрессивного человека;
  • выступает против либерализма старших Кирсановых и консерватизма отца;
  • ненавидит русское барство.

Аркадий Николаевич Кирсанов — молодой студент-медик двадцати трех лет от роду, происходит из состоятельной семьи, ранее владевшей двумя сотнями крепостных людей. В начале повествования почти что обожествляет своего товарища, считает его непререкаемым авторитетом, однако в конце романа понимает, что имеет право на собственное мнение.

В отличие от друга Аркадий следит за своей внешностью, хорошо одевается, обладает манерами аристократа и не стыдится их демонстрировать в обществе. Сдержан, не вступает в напрасные споры, вежливо относится ко всем людям из окружения, даже к бывшим крепостным его отца, но не пытается сократить устоявшуюся социальную дистанцию.

В итоге находит свое счастье, женится на тихой и скромной девушке. Как и его отец, не ищет от жизни драмы, не любит скрывать чувства, с самого начала способен проявлять яркие, живые эмоции. На фоне необычного поведения Базарова кажется неказистым и неинтересным собеседником, однако представляет собой целостную личность, достойную уважения.

Особенности характера Аркадия Кирсанова:

  • юношеская ведомость, потребность в наставнике;
  • плохо выраженное критическое мышление (позже проходит);
  • либеральные взгляды на крепостное право;
  • полное отсутствие цинизма.

Другие главные персонажи

Вторая пара героев, которых автор противопоставляет друг другу — братья Николай и Павел Кирсановы. В глазах молодежи они считаются представителями «старого» света и не могут мыслить современно и прогрессивно.

Николай Петрович является отцом Аркадия Кирсанова. На момент действия романа ему около сорока лет. Известен своими либеральными идеями и тягой к новаторству, которая не всегда приводит его к успеху в делах. Распустил более двухсот дворовых еще до начала реформы крепостного права.

Помещик обладает мягким, спокойным характером, не желает вступать в конфликты и не умеет отстаивать свое мнение. Его первый брак с матерью Аркадия был счастливым, но закончился смертью женщины.

Второй возлюбленной помещика становится молодая Фенечка, ранее входившая в число его дворовых крестьян.

Изначально он отрицал свои чувства к женщине из другого сословия, позже сдался и женился на девушке, дав свою фамилию рожденному от нее ребенку.

Его старший брат, Павел Петрович — офицер гвардии в отставке. Гордый и самоуверенный человек, обладающий несокрушимыми принципами. Считает себя мизантропом и аристократом, стремится выглядеть идеально, любит британский стиль. В молодости страдал от трагической любви. Так и не женился, обжегшись чувствами.

Под внешним налетом либеральности Павел Петрович прячет консерватизм. Племянника своего любит, но относится к нему с некоторым снисхождением. В Базарове видит умного, но раздражающего юнца, прекрасного оппонента для затяжных споров. В ходе дуэли с молодым нигилистом получает ранение в бедро.

Следующая пара персонажей — сестры Локтевы, ставшие возлюбленными главных героев. Анна Сергеевна Одинцова — богатая вдова двадцати девяти лет, которая ведет уединенное существование в своем поместье.

Детство женщины было тяжелым, она потеряла родителей, приняла на себя заботы о младшей сестре Екатерине. Рано вышла замуж по расчету, взяла фамилию мужа и стала Одинцовой. Брак продлился недолго и закончился смертью мужа.

Она обладает интересной внешностью, с легкостью влюбляет в себя мужчин, но не стремится к новому замужеству. Поначалу отвечает на симпатию Базарова, но позже прекращает отношения. Одинцова боится перемен и хочет прожить спокойную жизнь без волнений.

https://www.youtube.com/watch?v=hDOdUOqcKxg

Екатерина Сергеевна на десять лет моложе своей сестры. Скромная, спокойная девушка, которая не любит повышенного внимания к своей персоне.

Тяжело пережила смерть родителей, замкнулась в себе, страдала от воспитания злой и чванливой тетушки Авдотьи Степановны.

Виртуозно играет на клавикордах, чем пленяет Аркадия, изначально испытывавшего чувства к ее старшей сестре, но сумевшего разглядеть в младшей Локтевой свою истинную любовь.

Второстепенные герои

Чтобы создать фон для главных героев, Тургенев вводит ряд дополнительных персонажей. Как правило, они не развивают, а лишь дополняют сюжет, вступая в диалоги с главными героями и побуждая их на свершение поступков. К таким персонажам относится семейная чета Базаровых, родителей Евгения. Они живут небогато в небольшом имении.

Отцу Базарова, Василию Ивановичу, около шестидесяти лет. У него тонкие черты лица и высокий рост. В молодости он работал армейским врачом, но на момент повествования вышел в отставку. Обладает острым умом, но в разговоре с сыном постоянно ощущает свою оторванность от современных реалий. Не осуждает Евгения за громкие высказывания, а старается понять в меру своих возможностей.

Его жена — Арина Власьевна, робкая пожилая женщина. Она любит сына, но страшится его нигилистских взглядов. Очень набожна и суеверна. Обучена грамоте, но не читает книг и не интересуется науками. Пытается вернуть Евгения к православной вере, однако ей так и не удается этого сделать.

Федосья Николаевна (Фенечка) — скромная до стыдливости девушка двадцати трех лет, которая происходит из семьи крепостных крестьян. Возлюбленная Николая Петровича, родившая ему сына Дмитрия. Невольно стала причиной дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым.

Отдельно следует перечислить персонажей, которые только упоминаются в романе, но не играют особой роли для повествования. Их список представлен в таблице:

Имя персонажаКраткая характеристика
Виктор СитниковПриятель главных героев, одержим идеями прогрессивизма и нигилизма. Не отличается большим умом.
Авдотья НикитишнаЭмансипированная знакомая главных героев, вульгарная девушка, считающая себя нигилисткой.
Авдотья СтепановнаПожилая тетушка сестер Локтевых, обладающая дурным характером.
Матвей Ильич КалязинХитрый, тщеславный и мнительный родственник Аркадия, стремящийся сделать карьеру на государственной службе.
Княгиня НеллиТрагическая любовь Павла Кирсанова, загадочная светская кокетка, сломавшая ему жизнь.
Сергей ЛоктевУмерший отец Анны и Екатерины, проигравший семейное состояние в карты.
Дуняша, Петр, ТимофеичСлуги Кирсановых и Базаровых.

Благодаря тому, что великое произведение Ивана Сергеевича Тургенева входит в обязательную школьную программу, ни у кого не возникает вопроса, кто написал «Отцы и дети».

Автор романа навсегда увековечил себя в мировой литературе, подняв извечную тему проблем в отношениях между поколениями, которая вряд ли когда-нибудь будет решена.

Видео:Отцы и дети краткое содержание и характеристика главных героевСкачать

Отцы и дети краткое содержание и характеристика главных героев

Поколение отцов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Полная характеристика героев отцы и дети

По поводу идеи своего произведения Тургенев говорил, что постарался выразить свое мнение отличное от позиционирования дворянства как передового класса общества.

Его самые значимые представители слабы и ограничены в своих взглядах. Чтобы понять, кто такие отцы в романе Тургенева нужно внимательно прочитать текст.

По Мнению автора, это люди, представляющие верхние слои общества, среди которых:

  • Павел Петрович Кирсанов. Истинный барин и аристократ до самых костей, живущий по законам дворянского этикета. Он представитель офицерской династии и сам уже сделал карьеру военного. Однако трагическая любовь заставила этого светского человека покинуть привычный город и переехать в деревню. Сам Павел Петрович считает себя либералом, но собственный народ не уважает и говорит о крестьянах как о забитых патриархальных людях, не стоящих того, чтобы сними общаться на равных. Тургенев сравнивает его с живым мертвецом.
  • Николай Петрович Кирсанов еще один представитель старшего поколения. Это спокойный и уравновешенный добряк, любящий искусство и особенно игру на виолончели. Он обожает любимую Фенечку и ребенка, а также старшего сына Аркадия. Проводя свою жизнь в мелких хлопотах Николай Петрович не желает ее менять и к распаду дворянской системы относится отрицательно. При этом барин совершенно не знает реальной жизни и считает идеи младшего Базанова заблуждением.
  • Аркадий Кирсанов хотя и молод, но, скорее всего, относится к представителям «отцов». Бунтарские речи Базарова ему импонируют. Однако уважая его целеустремленность, и сам молодой человек достаточно покладист, чтобы становиться лидером новой идеологии. К тому же Аркадий привык к размеренной роскошной жизни и в душе не хочет ничего менять. Полюбив Катеньку Одинцову, молодой барин понимает, что счастлив в своей тихой семейной гавани. Идеи нигилизма его уже не устраивают. Автор старался описать героя, как человека, который уже никуда не стремится.

Таким образом, большинство людей, представляющих старшее поколение в романе «Отцы и дети» не стремится менять свою жизнь, и передовые идеи им попросту чужды.

Противоречия между поколениями

Появление в романе Базарова, имеющего собственные взгляды, которые противоположны общепринятым, расшевелило тихую, налаженную жизнь старшего поколения. Этот молодой человек не только не уважал, но и открыто презирал ценности дворянского класса.

Он живет по собственным правилам. Которые коробят даже прислугу. Манеры гостя возмущают лакея Прокофьича, привычного к причудам господ.

Оскорбительный тон по отношению к хозяевам, по его мнению, неприемлем для нормального человека, оказавшегося в чужом доме.

https://www.youtube.com/watch?v=3XX6Y-ypd20

Старший Кирсанов возненавидел Базарова с самого первого слова гостя. По его мнению, он заслуживает эпитетов:

  • гордец;
  • нахал;
  • плебей;
  • циник.

Чувствуя, что молодой человек его не уважает, Павел Петрович удивляется этому, ведь, по его мнению, он живет по божьим законам и достоин хорошего отношения к себе. Но после дуэли старший Кирсанов начинает понимать силу и твердость характера Базарова и преклоняется перед его мужеством.

Общение с нигилистом Базановым переворачивает привычный мир Павел Петрович. На его обвинение в архаичности и феодальных замашках Кирсанов отвечает не сразу. Но обида и желание защитить дворянство от нападок молодого выскочки заставляют искать и найти уязвимое звено в теории нигилизма.

На решительное заявление молодого циника в том, что старый мир нужно разрушить полностью, Кирсанов заявляет о способности отрицания разрушать, но надо строить новое, в чем автор солидарен со старшим поколением.

Но молодой человек на это гордо отвечает, что это уже дело следующего поколения. В этом актуальность нигилизма как революционной идеи. В данную минуту нужно ничего не принимать из старого.

По мнению автора, это уже нелепо ведь жить без веры невозможно.

Ценности родителей

Для старших представителей дворянства нигилизм Базарова это вызов всему чем они жили и что любили. Говоря о том, каковы ценности поколения отцов автор называет искусство, этикет, почитания старших, вера, любовь к своей семье и родной земле.

Все это нигилизм не приемлет и отрицает. Но чем тогда жить, если все отвергнуть думает каждый из них. Сообщение о смерти Базанова не являются для них радостными. Ведь таких молодых людей уже много и жизнь меняется безвозвратно.

Сочинение на тему ценностей романа «Отцы и дети» должно отражать отношение учащихся к этому вопросу и мнение Тургенева, что убеждения обоих поколений пусты. Так, ни те ни другие не нашли ничего позитивного в дальнейшем существовании.

Видео:"Отцы и дети" на 14/14 баллов за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать

"Отцы и дети" на 14/14 баллов за 45 минут  | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКА

Отцы и дети — краткое содержание

Полная характеристика героев отцы и дети

Николай Петрович Кирсанов на постоялом дворе *** шоссе ожидает встречи со своим сыном Аркадием, студентом, который только что получил звание кандидата: Аркадий едет в родовую усадьбу.

В 15 верстах от шоссе у Кирсанова имение в 200 душ, он старается внедрять нововведения в жизнь деревни и даже организовал ферму. Любимая жена Николая Петровича скончалась, и теперь он живет вдвоем с братом.

Село Кирсанова носит название Марьино – в честь покойной супруги Николая Петровича.

Глава II

Аркадий приезжает не один, а с товарищем: Евгением Васильевичем Базаровым. Это молодой человек высокого роста, лицо его —

«длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету. Оно оживлялось спокойной улыбкой, выражало самоуверенность и ум»

автор о Базарове

Базаров – студент-медик, сын лекаря, из нового класса «разночинцев». Он общается на грубоватом, безыскусном языке. Аркадий просит отца подружиться с ним и подчеркивает, что товарищ прост и церемоний не любит.

Глава III

Аркадий старается не показывать бурные чувства при отце, но он рад приезду в родные края. Они обсуждают имение, последние новости усадебной жизни. Аркадий явно в восторге от Базарова, и вновь просит отца сблизиться с ним: для молодого человека это очень важно.

Отец смущенно сообщает ему, что он поселил в своем доме некую Фенечку, молодую девушку из простого народа. Сына это не смущает (хотя по меркам времени это неприлично). Аркадий испытывает к отцу нежность, но не выказывает ее, он любуется природой, но опять про себя.

Они подъезжают к Марьину.

Глава IV

По приезде в Марьино Базаров и Аркадий встречают слуг. Евгений знакомится с дядей своего товарища: Павлом Петровичем Кирсановым:

«вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять: коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной»

автор о Павле Петровиче Кирсанове

После ужина, оставшись вдвоем, Базаров делится с другом впечатлением о дяде: для него он чудак и щеголь, неуместный в деревне, архаическое явление.

Глава V

Наутро Базаров отправляет дворовых мальчишек за лягушками: он хочет поупражняться в анатомии. Фенечка не выходит к завтраку: она стыдится Аркадия.

Молодой человек подчеркивает, что он иного образа мыслей и отправляется знакомиться с девушкой. Там его ждет неожиданность: оказывается, у Фенечки и Николая Петровича родился сын Митя.

Павел Петрович расспрашивает Аркадия о его друге, и тот сознается, что Базаров – сын лекаря и … нигилист.

«Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип»

Аркадий о нигилистах

Павел Петрович явно настроен враждебно к этому новому течению. К завтраку спускаются смущенная Фенечка молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, и Базаров.

Глава VI

Евгений и Павел Петрович затевают спор: дядя Аркадия допытывается о сути его убеждений. Базаров сообщает, что не признает авторитетов, ценит немецкую науку, не видит значимости в русской науке. Также он отрицает ценность искусства.

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

Базаров

Павла Петровича задевают вызывающий тон Евгения, и его взгляды на жизнь. Аркадий признается Базарову, что тот вел себя слишком резко с дядей. Он рассказывает другу историю Павла Петровича.

Глава VII

Некогда Павел Петрович был очень красив. Офицер и светский лев, он восхищал мужчин и сводил с ума женщин. В 27 лет он дослужился до капитанского чина, но внезапно страсть прервала его карьеру: в Петербурге объявилась некто княгиня Нелли Р.

Она жила то в России, то за границей, держала себя довольно странно, и, хотя не была красавица, Павел Петрович мгновенно в нее влюбился. Радость победы его чувств не охладила, и он стал всюду преследовать ее. Княгиня Р. манила его загадкой, он даже подарил ей кольцо в форме сфинкса. Четыре года они расставались и снова сходились.

В последний раз их любовь вспыхнула в Бадене, но, после расставания, Павел Петрович не смог быть ее другом и вернулся в Петербург. Его жизнь потеряла смысл, карьера была утрачена. Спустя десять лет он узнал о смерти княгини: она прислала ему обратно кольцо с перечеркнутым сфинксом. В это же время овдовел его брат.

Павел Петрович решил поселиться с ним в деревне, здесь он помогает брату-помещику, выручает его советом и деньгами.

https://www.youtube.com/watch?v=9fE_ddPUP-I

Базаров заявляет:

«человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что стал ни на что не способен, этакой человек – не мужчина, не самец»

Базаров о Павле Петровиче

Глава VIII

Павел Петрович поручает Фенечке привезти ему зеленого чая из города: она ведает хозяйственными делами. Он говорит с молодой женщиной, интересуясь, почему она боится его. Павел Петрович ласкает своего племянника.

Фенечка – дочь экономки Николая Петровича. Первое время она очень стеснялась барина, потом попривыкла. После смерти матери Фенечки, он покорил ее своей добротой и отзывчивостью. Их сыну, Мите, шел седьмой месяц. Николай Петрович проявлял искреннюю нежность и любовь к обоим.

Глава IX

Видео:Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Главные герои «Отцы и дети» характеристика персонажей романа Тургенева списком

Полная характеристика героев отцы и дети
Основной темой романа Тургенева, является проблема взаимоотношений старого и современного поколения. Судьба всех персонажей тесно переплетена с решением насущной задачи, каждый из них по-своему определяет свои жизненные приоритеты. В романе Тургенева, создан конфликт поколений, главные герои «Отцов и детей», являются антагонистами, не желающими понять друг друга.

Главные герои

Взрослый человек, примерно 30 лет. К окружающему миру скептическое отношение. В его образе преобладают холодные и жесткие черты. Беспринципный и не высоконравственный. Сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете, самоуверенный. Умирает от заражения крови.

Самый чистый и положительный герой книги. 44-летний вдовец, приходится отцом Аркадию, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.
Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек.

Дворянин, отучился в университете, поддается влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.

Бывший гвардейский офицер. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый.

Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.

Образец 4

Роман Тургенева рассказывает о конфликте взаимоотношений старого и нового поколений.

Главным, противоборствующим представителем современности в романе является Евгений Базаров. Это молодой человек около 30 лет из скромной семьи лекаря. Базаров гордится своим происхождением из народа. Он учится на медицинском факультете. По убеждениям Евгений – нигилист, то есть отрицает все понятия и нормы, принятые в обществе.

Он относится ко всему критически, прагматично и не склоняется перед авторитетами. Внешнему виду Евгений тоже не придаёт значения — одевается небрежно. В общении он ведёт себя дерзко, даже — развязно. В тоже время, Базаров легко находит общий язык с обслугой, бесплатно их лечит. Герой способен и на благородные поступки, так например, оказывает помощь раненному в дуэли противнику.

Базаров отрицает любовь между мужчиной и женщиной. Однако, вопреки своим убеждениям, красавица Одинцова смогла пробудить в Евгении неведомые для него чувства, с которыми он не смог справиться. Базаров в отчаянии признаётся ей в любви, хотя прекрасно понимает, что они никогда не будут вместе.

Ради науки Евгений подвергает себя смертельной опасности: вскрывает труп умершего от тифа мужика. Заразившись от него, он внезапно умирает.

Жизненную позицию Базарова поддерживает его преданный друг — Аркадий Кирсанов. По характеру он добрый романтик, но во всём подражает учителю и скрывает настоящие чувства.

Познакомившись с сестрой Одинцовой — Катей, Аркадий постепенно возвращается к своей истинной сущности. Молодых людей сблизят общие интересы – музыка, чтение и другие занятия.

Встреча с Катей отдалит Аркадия от своего друга, и они расстанутся.

https://www.youtube.com/watch?v=OlmUrlbGYKI

Павел Петрович Кирсанов — дядюшка Аркадия и ярый противник Базарова. Он одинокий холостяк, живёт в имении со своим братом. Образ Павла Петровича — полная противоположность внешности Базарова.

Он — аристократ с изысканными манерами, всегда безупречно одет. Взгляды Павла Петровича также отличаются от жизненной позиции Евгения. Взаимное неприятие приводит их к дуэли.

После этого случая Павел Петрович просит брата, чтобы тот официально женился на своей сожительнице Фенечке.

В отличие от брата, Николай Петрович Кирсанов – мягкий и добрый человек. Он долго хранил верность своей любимой жене, которая умерла. Позже Николай Петрович стал жить с девушкой Фенечкой, которую опекал после смерти её матери и проникся к ней нежностью.

В этих отношениях у него родился сын. Николай Петрович неловко себя чувствует в данной ситуации перед родными и очень рад, когда они приняли его новую семью.

Отец Аркадия пытается найти контакт с его другом Базаровым, переживает за невозможность взаимопонимания между стариками и молодыми.

Фенечка – очень милая скромная женщина. Она унаследовала от своей матери порядок и аккуратность во всём. Фенечка благодарна Николаю Петровичу за его доброту, нежность, заботу о ней.

Павлу Петровичу она напомнила любовь всей его жизни, с которой он расстался, но забыть так и не смог. Базаров тоже с симпатией относится к привлекательной молодой особе. Оба противника уделяют ей знаки внимания.

Фенечка стала причиной дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым.

Анна Сергеевна Одинцова – красивая молодая богатая вдова. Она обладает холодным и прагматичным умом, любит во всём порядок. Базаров понравился ей своей неординарностью, но независимая гордячка остаётся верна своим принципам. Для неё важнее стабильность.

Родители Базарова Василий Иванович и Арина Власьевна – удивительно добрые простые люди, но обладающие житейской мудростью. Они принимают и любят Евгения таким, какой есть, со всеми его недостатками.

Смерть единственного сына для них невосполнимая потеря, крушение всех их надежд.

Своим романом автор ставит вопрос перед каждым, что важнее для развития жизни – борьба за новое или простое созерцание.

Второстепенные персонажи

Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.
Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения.

Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына.

Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина.

Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету.

В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия.
Купеческий сын, стыдится своей родословной.

Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.

Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации.

Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.

Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности.

Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова.

Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго.
Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком.

Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.

Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений.

Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.

Второстепенные герои романа Тургенева «Отцы и дети»

Анна Сергеевна Одинцова

– единственная женщина, к которой Базаров обретает некое подобие чувств. На самом деле, Одинцова представляется очень жестокой женщиной, которая просчитывает каждый свой шаг, она, тем не менее очень любит роскошь, но не желает делиться ей с кем-либо. Поэтому вполне ожидаемым итогом для нее стало замужество по расчету.

https://www.youtube.com/watch?v=DZ1D2sSiRBQ

Катерина – молодая девушка, воспитанная сестрой в строгости. По этой причине можно отметить такие ее черты, как невероятная скромность, любовь к природе, музыке, доброта. Безусловно, образ этой девушки является идеальным завершением образа Аркадия Кирсанова, который находит в ней смысл своей жизни.

Фенечка – женщина, родом из крестьянской семьи, которая становится примером естественной красоты и чистоты. Неудивительно, что Николай Петрович избрал ее в качестве своей возлюбленной, ведь именно Фенечка является идеалом женщины для него, хранящей домашний очаг, заботящейся об уюте и благополучии родных.

Княгиня Р.

(Нелли) – женщина, которая, пожалуй, является самым загадочным образом всего произведения. В эту героиню так сильно был влюблен Павел Петрович, и разбив ему сердце, Княгиня Р. оказала очень сильное влияние на дальнейшее развитие судьбы данного персонажа.

Таким образом, все герои романа И.С. Тургенева являют собой весьма необычайные, но в то же время невероятно правдивые образы, которые автору с большим умением удалось великолепно раскрыть.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

🔥 Видео

Характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Отцы и дети. Иван ТургеневСкачать

Отцы и дети. Иван Тургенев

Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?Скачать

Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?

Характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Отцы и дети | Краткий пересказСкачать

Отцы и дети | Краткий пересказ

"ОТЦЫ И ДЕТИ" Краткий пересказ. Герои. Смысл. Тургенев И.С.Скачать

"ОТЦЫ И ДЕТИ" Краткий пересказ. Герои. Смысл. Тургенев И.С.

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.Скачать

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.

Смысл названия романа «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Смысл названия романа «Отцы и дети» И. Тургенева

Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (содержательный анализ) | Лекция №50Скачать

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (содержательный анализ) | Лекция №50

Характеристика Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Характеристика Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Литература 10 класс (Урок№14 - Испытание любовью героев романа.)Скачать

Литература 10 класс (Урок№14 - Испытание любовью героев романа.)

Краткое содержание - Отцы и детиСкачать

Краткое содержание - Отцы и дети

Почему Базаров — нигилист?Скачать

Почему Базаров — нигилист?
Поделиться или сохранить к себе: