Поэты второй половины 20 века список + видео

Поэты второй половины 20 века список Другое
Содержание
  1. Поэты серебряного века список известных литературных деятелей
  2. Серебряный век русской поэзии
  3. Поэты и поэтессы серебряного века – список по алфавиту
  4. Литературные направления Серебряного века
  5. Символизм и его основные черты
  6. Поэты-символисты в русской литературе
  7. Футуризм и его признаки
  8. Русские поэты-футуристы
  9. Акмеизм и его основные принципы
  10. Акмеисты серебряного века
  11. Имажинизм и его главные признаки
  12. Имажинисты серебряного века и их произведения
  13. Заключение
  14. Поэты 20 века – список известных русских поэтов
  15. Советский период
  16. III
  17. Какая она, литература на рубеже веков?
  18. Русские поэты 20 века
  19. Серебряный век
  20. Символизм
  21. Акмеизм
  22. Футуризм
  23. Маяковский
  24. Есенин
  25. Ахматова
  26. Цветаева
  27. 5 недооцененных русских поэтов XIX — XX веков
  28. Евгений Боратынский (1800 — 1844)
  29. Иннокентий Анненский (1855 — 1909)
  30. Федор Сологуб (1863 — 1927)
  31. Максимилиан Волошин (1877 — 1932)
  32. Николай Заболоцкий (1903 — 1958)
  33. ТОП-10 САМЫХ ВЕЛИКИХ РОМАНОВ ХХ СТОЛЕТИЯ!
  34. 1.«Мастер и Маргарита». М. А. Булгаков.
  35. 2.«Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак.
  36. 3.«Лолита». В. В. Набоков.
  37. 4.«Великий Гэтсби». Френсис Скотт Фицджеральд.
  38. 5.«Над пропастью во ржи». Д. Сэлинджер.
  39. 6.«Сто лет одиночества». Габриэль Гарсиа Маркес.
  40. 7.«Игра в бисер». Герман Гессе.
  41. 8.«Заводной апельсин». Энтони Бёрджесс.
  42. 9.«Чума». Альбер Камю.
  43. 10.«Пролетая над гнездом кукушки». Кен Кизи.
  44. Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки!!!))))
  45. Видео

Поэты серебряного века список известных литературных деятелей

Поэты второй половины 20 века список

Поэты серебряного века основали новое течение в литературе конца девятнадцатого века. В тот момент в атмосфере уже чувствовались грядущие перемены и неудивительно, что в создавшейся ситуации появились новые звезды на поэтическом небосводе России.

В этот период становятся известными такие великие поэты и поэтессы, как Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Маяковский, Есенин, Белый и многие другие.

Основными темами их стихов стали идеи нравственных поисков и духовного совершенства в непростое для отечества время. В данной статье будет представлен краткий обзор литературных направлений этого периода и их представителей.

Серебряный век русской поэзии

Это период, временные границы которого начинаются с конца 19 века и оканчиваются концом Октябрьской революции (начало 20 века). Этот промежуток длился в общей сложности двадцать семь лет и совпал с расцветом эпохи модерна.

Определение «серебряный» вошло в обиход лишь только во второй половине двадцатого века, а в европейской культуре обозначенный период известен как «fin de siècle» («конец века»).

Понятие «серебряный» было сформировано под влиянием русской эмиграции, что совершенно не удивляет, так как многие великие умы покинули Россию после смены власти семнадцатого года.

Можно проследить аналогию с «золотым веком» так называемой пушкинской эпохой (первая треть девятнадцатого века). В сравнении с золотым, серебряный век символизирует упадок, деградацию и декаданс, так же в нем изобилуют стихи и поэмы о любви, но им присущ сильный эротизм.

Поэты и поэтессы серебряного века – список по алфавиту

Известные деятели поэтической эпохи представлены кратко в списке.

Самыми яркими представителями направления, любимые многими, считаются:

  1. Цветаева Марина.
  2. Ахматова Анна.
  3. Блок Александр.
  4. Бунин Иван.
  5. Пастернак Борис.
  6. Есенин Сергей.
  7. Маяковский Владимир.
  8. Брюсов Валерий.

Именно их сочинения стали символами серебряной эпохи. Ещё в школьных учебниках для детей можно найти их лучшие произведения, и чем старше становится учащийся, тем глубже изучается жизнь и творчество стихотворцев.

Литературные направления Серебряного века

Серебряный век включает в себя разные течения и направления. Иногда авторы в течение своего творческого пути относили себя то к одному стилю, то к другому.

Основные направления следующие:

  • символизм,
  • футуризм,
  • акмеизм,
  • имажинизм.

Символизм и его основные черты

Символизм появился как проявление депрессивных настроений в культуре конца девятнадцатого века. В этот момент в России подходят к концу крестьянские идеи и становится все популярнее идеалистическая философия.

Александр Александрович Блок (1880 — 1921) — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.

Символизм в свою очередь разделяется на два подвида:

  • старшие символисты,
  • младшие символисты.

Поэты-символисты в русской литературе

К младшим символистам относят Блока, Белого и Иванова, которые воспринимали символизм как философию. К старшим причисляют Брюсова, Бальмонта, Сологуба и Минского.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.

Эти поэты считали символизм как нечто эстетическое и рисовали депрессивную атмосферу в своих стихах.

Футуризм и его признаки

Основной идеей футуризма является идея будущего, где упор сделан на урбанизацию и технический прогресс. Представители футуризма через свое творчество продвигали так же идею крушения стереотипов в культуре.

Русские поэты-футуристы

Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930) — русский советский поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».

Футуризм достаточно неоднороден, он разделяется на несколько подтипов:

  1. Кубофутуризм – отказ от прошлых стереотипов, эпатирование и использование окказионализмов. Основными представителями являются:
    • Гуро,
    • Маяковский,
    • Лившиц,
    • Каменский,
    • Крученых.
  2. Эгофутуризм – ему присущи эгоизм, использование неологизмов, острота ощущений. Лучшие деятели:
    • Северянин,
    • Шершеневич,
    • Ивнев.

Крестьянская поэзия – эта группа выделяется условно, так как поэты не причисляли себя к такому течению и не создавали какие-либо объединения. Но можно заметить общие черты, присущие их работам, например, связь с природой и народом.

https://www.youtube.com/watch?v=6YzaxRtbNc8

Сергей Александрович Есенин (1895 — 1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.

Основные представители:

  • Клюев,
  • Есенин,
  • Клычков,
  • Орешин.

Акмеизм и его основные принципы

Это течение символизма в поэзии выделяет материальное над духовным, четко очерчивает образы и использует отточенность слова. Оно установилось во многом благодаря поэтическому объединению «Цех поэтов».

Акмеисты серебряного века

Считается, что именно представители акмеизма создавали самые красивые и пронзающие стихи.

Николай Степанович Гумилёв (1886 — 1921) — русский поэт, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.

Основателями течения считают Гумилева и Городецкого. Уже позже к ним присоединяются Ахматова, Мандельштам, Зенкевич и Иванов.

Имажинизм и его главные признаки

Имажинизм — литературное направление, возникшее в послереволюционный период в России. Основной особенностью имажинизма является создание образов через метафоры и метафорические цепочки, сравнение прямого и переносного.

Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893 — 1942) — русский поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.

Хотя данное направление возникло всего спустя два года после революции, по своему содержанию и направлению ничего общего с революцией не имела. Это была последняя нашумевшая школа русской поэзии XX века.

Имажинисты серебряного века и их произведения

Часто в поэмах и любовной лирике у имажинистов можно увидеть идеи анархизма и эпатажа.

В. Г. Шершеневич, сборник «Романтическая пудра. Поэзы. Opus 8-й», 1913 г.

Самые популярные деятели:

  • Шершеневич — начинал как футурист, впоследствии ниспровергатель и критик футуризма, яростный пропагандист имажинизма, идейный лидер всего направления,
  • Мариенгорф,
  • Ивнев,
  • Эрдман.

Заключение

Поэтов серебряного века объединяет не только блистательное творчество, пронизанное декадентскими идеями, но и сложная судьба. Через анализ их произведений можно проследить переломные события в истории России и мира.

Стоит отметить, что именно в этот век женщины признаются полноправными деятелями искусства, и женская поэзия набирает популярность. Например, Анна Ахматова впервые опубликовала свой сборник «Вечер» в 1912 году.

Серебряный век русской поэзии тесно связан с философией и историей эпохи потому, что внимание интеллигенции было переключено с социальных и политических вопросов на мистику и вопросы духовности.

Поэты 20 века – список известных русских поэтов

Поэты второй половины 20 века список

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ (Е. В. Ермилова ) В тумане утреннем неверными шагами…». «Земля-владычица! К тебе чело склонил я…». В Альпах. «Бедный друг, истомил тебя путь…». Привет министрам. «Там, где семьей столпились ивы…». «Милый друг, иль ты не видишь…». : 3. «На небесах горят паникадила…». На поезде утром. Нильская дельта.47
АЛЕКСЕЙ ЖЕМЧУЖНИКОВ (М. А. Никитина ) Забытые слова. Конь Калигулы. «Погода сделала затворником меня…». «Неизбалованный поэт…». Из цикла «Лесок при усадьбе»: Встреча. Животная проза и декадентская поэзия. «Так прочен в сердце и в мозгу…». Возвращение холодов. Себе.53
КОНСТАНТИН СЛУЧЕВСКИЙ (Е. В. Ермилова ) «Ты не гонись за рифмой своенравной…». «Высоко гуляет ветер…». «Не померяться ль мне с морем?». «Пред «великою толпою…». «Вконец окружены туманом прежних дней…». «В чудесный день высь неба голубая…». «Как? Опять Страшный суд! мне вослед, по пятам!». «Умер я! Есть ощущения…». Рецепт Мефистофеля. Быть ли песне?59
К. Р. (О. Б. Кушлина ) «Когда креста нести нет мочи…». У озера. Зимой.67
АПОЛЛОН КОРИНФСКИЙ (О. А. Клинг ) Е. А. С. По первоснежью. Отчаяние. Напев любви. «Облетает мой сад, облетает…»70
КОНСТАНТИН ЛЬДОВ (Е. В. Иванова ) В осенний вечер дышит лес…». «Бывают дни, когда священную тревогу…». Паладин. Мгла.73
КОНСТАНТИН ФОФАНОВ (Е. В. Ермилова ) «Что ты сказала, я не расслышал…». Морозной ночью. Чудовище. «Пыль на улице. Травою…». Святочная ночь. На проспекте. Чудище.76
МИРРА ЛОХВИЦКАЯ (Е. В. Иванова ) ) Сафо. «Если б счастье мое было вольным орлом…». Сумерки. Что такое весна? «Посмотри — блестя крылами…». Не убивайте голубей. Пилигримы.82

769

ПОЛИКСЕНА СОЛОВЬЕВА (ALLEGRO) (Д. М. Магомедова ) Иней. Тайна смерти. В зимнюю ночь. Белая девочка. Фарфоровый рай.88
ИВАН БУНИН (О. А. Клинг ) «Не видно птиц. Покорно чахнет…». «Ту звезду, что качалася в темной воде…». «Когда на темный город сходит…». Родина. «Спокойный взор, подобный взору лани…». Ночь. Одиночество. Песня. Стамбул. Гробница Рахили. Слепой. Долина Иосафата. Могильная плита. Бегство в Египет. Аленушка. Слово. «Просыпаюсь в полумраке…». Семнадцатый год. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».93
АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВ (М. А. Никитина ) «Отгремели в дымных тучах разыгравшиеся громы…». Суббота. Осень.103

Советский период

К советским писателям относятся: А. А. Ахматова, В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский, В. А. Солоухин, Б. А. Ахмадулина, О. Ф. Берггольц, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, Н. М. Рубцов, К. М. Симонов, В. Т. Шаламов, Э. А. Асадов, И. А. Бродский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, В. С. Высоцкий, Ю. В.

Друнина, В. М. Инбер, Р. Г. Гамзатов, Б. Ш. Окуджава, Б. Ю. Поплавский, М. И. Алигер, П. Г. Антокольский, К. Я. Ваншенкин, Е. М. Винокуров, С. П. Гудзенко, М. В. Исаковский, А. С. Кушнер, В. А. Лившиц, С. В. Михалков, Ю. П. Мориц, Н. М. Олейников, Н. К. Отрада, Л. И. Ошанин, К. Прутков, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, Н. С.

Тихонов.

https://www.youtube.com/watch?v=dvIqWxjnA18

Термин «советские поэты» не несет в себе идеологической окраски, он означает, что поэты писали во времена развития Советского Союза.

III

П. Я. (М. Г. Петрова ) «Он будет прав, потомства суд!..». «Дремлет мирное селенье…». «Долга, упорна ночь… Угрюмое сомненье…». Поздняя радость. «Всё выше волны…». «Нет, легче жить в тюрьме, рабом…». «В искусстве рифм уловок тьма…».108
ЛЕОНИД РАДИН (Л. К. Швецова ) «Смело, товарищи, в ногу…».113
ГЛЕБ КРЖИЖАНОВСКИЙ (Л. К. Швецова ) Варшавянка.114
ЕГОР НЕЧАЕВ (Л. К. Швецова ) Дождь. Язычница. Мой храм.116
МАКСИМ ГОРЬКИЙ (Н. О. Осипова ) «Не везет тебе, Алеша!» «Не браните вы музу мою…». Легенда о Марко. Прощай! . Песня о Буревестнике. . . «Уважаемые покупатели!»119

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами.

Стихи поэтов 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова – его многочисленные окказионализмы, для Северянина – необычная рифма.

Русские поэты 20 века

Поэты второй половины 20 века список

Ниже мы поговорим о русской поэзии 20 века — разберем основные направления и наиболее значимых поэтов. Материал можно смело использовать для сочинения!

Серебряный век

На рубеже XIX-XX вв. в России происходили бурные перемены во всех областях жизни. Не обошли стороной эти изменения и культурную сферу. В XIX веке на небывалую высоту поднялась русская литература, достигшая своего золотого века.

В области поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета и других классиков уже было невозможно превзойти. Возникла потребность в поиске и создании чего-то принципиально нового. В обществе нарастало ожидание грядущих грандиозных перемен. Культурным ответом на это стала эпоха серебряного века.

Ее нередко называли русским культурным ренессансом. Произошел настоящий расцвет поэтических жанров.

Поэзия серебряного века включает в себя произведения представителей самых разных направлений.

Наибольший успех выпал на долю модернистских течений: символизма, акмеизма, футуризма (Блок, Мандельштам, Гумилев, Маяковский). Особое место занимают т. н. «крестьянские» поэты: С. Есенин, Н. Клюев и др.

Многие знаменитые поэты вообще не принадлежали к какому-либо направлению: М. Цветаева, И. Бунин, В. Ходасевич.

Символизм

Течение символизма сложилось в 60-70-х гг. XIX века во Франции. Поэты этого направления (П. Верлен, А. Рембо) стремились обратиться не к разуму, а к чувствам и эмоциям человека. Они отрицали привычную логику и пытались проникнуть в сферу подсознательного. Символизм в России, как литературное течение, оформился в 1890-х гг.

Один из главных манифестов символистов — конфликт между реальным и идеальным миром. Поэтому для поэтов этого направления было характерно стремление вырваться из грубой и пошлой действительности в мир мечты. Яркий пример — начало стихотворения З. Гиппиус «Надпись на книге»:

Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неявное люблю…

Символисты резко отрицательно относились к творчеству «грубых и вульгарных» реалистов. Высшей ценностью они объявляли само искусство, которое не обязано чему-то учить. В стихотворении «Юному поэту» В. Брюсов дает три «завета»: «не живи настоящим… никому не сочувствуй… поклоняйся искусству».

Главные особенности поэзии символистов: мистическое содержание, использование неясных символов и образов, описание глубоких личных переживаний.

https://www.youtube.com/watch?v=52DDJTKVWrk

В развитии русского символизма четко выделяются два этапа. К первому относятся «старшие символисты» (Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт), ко второму — «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

«Старших символистов» часто называют импрессионистами. Для них была важна не система определенных образов или символов, а возможность передать оттенки настроений и впечатлений. К. Бальмонт определял символизм, как «утонченный способ выражения чувств и мыслей».

Произведения Ф. Сологуба, М. Лохвицкой, З. Гиппиус проникнуты декадентскими настроениями: безнадежность, неприятие жизни, поэтизация смерти. Эти мотивы ярко выражены в стихотворении Лохвицкой «Я умереть хочу весной…». За Ф. Сологубом вообще закрепилась слава «певца смерти»: «О смерть! я твой! Повсюду вижу одну тебя…».

Видео:86 Литература второй половины 20 векаСкачать

86 Литература второй половины 20 века

Предтечей «младосимволистов» был философ В. Соловьев. Он утверждал, что мир находится на краю гибели. Спасти его может лишь Божественная красота (Вечная женственность).

Религиозная философия Соловьева оказала большое влияние на раннее творчество А. Блока. В цикле «Стихи о Прекрасной даме» поэт воспевает Любовь и Красоту, которые способны преобразить погибающий мир.

За отрыв от реальности, туманные и непонятные произведения, мистицизм символисты часто подвергались нападкам критиков. После революционного кризиса 1905 г. в символизме разочаровался даже Блок. К 1910 г. течение перестает существовать.

Акмеизм

Акмеизм (от лат. acme — «высшая степень, расцвет») — течение русского модернизма, возникшее на основе символизма в начале 1910-х гг. Акмеисты признавали заслуги предшественников в области стихосложения, но хотели вырваться из утопичного мистического мира, противопоставляя ему обычные человеческие чувства.

В 1911 г. в Петербурге был основан «Цех поэтов», противостоящий поэзии символизма. В него вошли Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.

Основные принципы акмеизма были изложены в статьях М. Кузмина, Н. Гумилева, С. Городецкого: логичность художественного замысла, стройность композиции, ценность реального мира.

Поэты-акмеисты сделали акцент на четкости художественных образов и использовании малейших деталей. Они словно заново открыли для русской поэзии реальный земной мир, скрытый за туманным мистицизмом символистов.

Гораздо позже А. Ахматова в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…» (1940 г.) так определила суть поэзии:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

 Как лопухи и лебеда.

Футуризм

Самым скандальным течением в русской поэзии стал футуризм («футурум» — будущее). Его основателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, выпустившие в 1910 г. первый футуристический сборник «Садок судей». Вскоре к течению примкнули В. Маяковский и А. Крученых, образовав новую группировку — кубофутуризм.

Первый сборник кубофутуристов носил красноречивое название — «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.). Поэты этого направления отрицали все культурные достижения прошлого: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. С Парохода Современности». Они требовали создания нового языка: «Мы расшатали синтаксис», «Нами сокрушены рифмы».

Футуристы стремились шокировать слушателей. Они появлялись и вели себя на публике подчеркнуто вызывающе. Яркий пример — выступление В. Маяковского с программным стихотворением «Нате!», во время которого пришлось вызывать полицию. Современников потрясал язык футуристов: «дохлая луна», «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «стоглавая вошь».

Главное требование футуристов — полностью разрушить старый мир, на обломках которого родится новый человек. Культура должна ускорить этот процесс.

Эксперименты футуристов с языком обычно вызывали смех. Вот пример стихотворения А. Крученых:

Дыр — бул — щыл

Убещур

Скум

Вы — со — бу

Р — л — эз.

Отдельное направление составляли поэты-эгофутуристы во главе с И. Северяниным. Он провозглашал следующие лозунги: самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, осмысленные неологизмы и др. Северянин пользовался огромной популярностью в 1913-1917 гг.

https://www.youtube.com/watch?v=NAh3Ot5WwnU

В целом футуризм не оказал большого влияния на русскую поэзию. Течение вообще стало широко известно благодаря В. Маяковскому.

Маяковский

Маяковский прославился в качестве автора советских лозунгов. Однако большого внимания заслуживает его раннее творчество, в котором глубоко развиты темы трагического одиночества и непонимания поэта.

Восторженное принятие Маяковским революции основано на ненависти, которую он испытывал к пошлому буржуазному миру. Стихотворения «Нате!» и «Вам!» были действительно «пощечиной общественному вкусу»: «Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?!».

Лирический герой Маяковского — бунтарь, борец с несправедливостью. За грубостью и неологизмами, тем не менее, скрывается очень тонкая душа поэта, испытывающая боль и страдания. Это особенно заметно в любовной лирике Маяковского.

Особое значение в творчестве Маяковского имеет его знаменитая «лесенка», придающая стихам энергичный и резкий характер. Он ввел в поэзию язык улицы, противопоставив его классическим образцам («слова разлагаются, как трупики»).

Революционной настрой Маяковского сменился разочарованием. Поэт повел решительную борьбу с негативными явлениями советского строя: бюрократизмом, возвращением мещанства («Прозаседавшиеся», «О дряни»). В то же время он написал немало стихотворений для детей.

Есенин

Особое место в отечественной поэзии XX века занимает С. Есенин. Это не только «крестьянский», но один из самых «русских» поэтов. Все творчество Есенина неразрывно связано с его непростой судьбой.

Главный герой произведений Есенина — трагический образ крестьянского поэта, который кровно связан с родной природой. Пейзажная лирика Есенина очень трогательна и душевна. В простых на первых взглядах строках заключен уникальный дар поэта отмечать самое яркое и важное: «костер рябины красной», «зелень пряная сияет в серебре», «закружилась листва золотая».

Есенин очень часто использует необычные олицетворения и метафоры, благодаря чему природа оживает в его произведениях: «тучи рваные кутают лес», «отговорила роща золотая», «месяц, купаясь в снегу».

Красной нитью через все творчество Есенина проходит любовь к крестьянской Руси: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу»; «Не надо рая, дайте родину мою». Испытав временное увлечение революционными идеями, поэт вновь обращается к патриотической теме, отождествляя себя с уходящей в прошлое патриархальной Русью: «Моя поэзия здесь больше не нужна».

Автобиографичность поэзии Есенина ярко проявляется в любовной теме. В жизни поэта было несколько женщин, к которым он испытывал настоящую страсть. Увлечения Есенина приводили к созданию шедевров любовной лирики: «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Я помню, любимая, помню», «Мне грустно на тебя смотреть» и др.

Жизнь и творчество Есенина отражают двойственную суть национального характера: «Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона». Буйные пьяные выходки поэта необъяснимым образом сочетались с удивительными по душевности произведениями.

В позднем периоде творчества Есенин все чаще обращался к теме смерти и самоубийства («На рукаве своем повешусь»). Многие исследователи считают, что поэт предвидел свою гибель. В конце концов душевный конфликт заставил Есенина покончить с собой.

Ахматова

А. Ахматова «ворвалась» в русскую поэзию с темой любви. Первые два сборника ее стихотворений пользовались бешеной популярностью. Произведения отличались передачей самых сокровенных чувств лирической героини («Сероглазый король», «Песня последней встречи»). Любовь была показана в самые драматические моменты, часто встречались мотивы смерти.

С началом Первой мировой войны в творчестве Ахматовой появляется патриотическая тема («Молитва»). Судьба поэтессы после революции сложилась очень трагично. Ахматова не пожелала уехать из страны, но и не смогла принять нового строя. Это отразилось в ее размышлениях об эмиграции («Мне голос был…»), о судьбе поэзии и истинных поэтов.

https://www.youtube.com/watch?v=5q9Uxj7ENUw

Твердая «антиреволюционная» позиция поэтессы подверглась яростной травле со стороны советских критиков. Во второй половине 20-х и 30-е гг. ее произведения были под запретом.

Видео:9 класс. Рус лит. Поэзия второй половины 20 векаСкачать

9 класс. Рус лит. Поэзия второй половины 20 века

С 1939 г. стихотворения Ахматовой вновь появляются в печати. В военные годы она создает патриотический цикл «Ветер войны», в который вошли стихотворения «Мужество», «Победителям» и др. В ее творчестве ведущей становится тема Родины.

В 1946 г. поэтесса вновь подверглась удару со стороны власти. Лишь со второй половины 50-х гг. она возвращается в литературу. В начале 60-х гг. Ахматова заканчивает «Поэму без героя» и «Реквием». Последнее произведение — литературный памятник жестокой сталинской эпохе.

Цветаева

Нелегкой была и судьба другой знаменитой русской поэтессы — М. Цветаевой. Первые сборники ее стихотворений вышли в 1910-1912 гг., но остались незамеченными современниками.

С 1922 по 1939 гг. Цветаева жила в эмиграции. Враждебность критики, конфликты с русскими эмигрантами, любовь к Родине — все это привело к тому, что поэтесса вернулась в Советскую Россию. Оказалось, что в СССР она никому не нужна. После ареста мужа и дочери Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Лирике Цветаевой присущ максимализм, неизбежность одиночества, неприятие окружающего мира. Главной темой творчества для поэтессы всегда была любовь, обреченная на разлуку, боль и страдание. Самым ярким образцом любовной лирики Цветаевой является стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…».

5 недооцененных русских поэтов XIX — XX веков

Поэты второй половины 20 века список

Если бы вас попросили сходу назвать пять-десять русских поэтов, какие фамилии бы прозвучали? Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский, Цветаева, Ахматова… А дальше список пройденного в школьные годы, скорее всего, оборвется. Мы решили напомнить читателям о пяти поэтах, незаслуженно забытых в наши дни.

Евгений Боратынский (1800 — 1844)

Сейчас многие знают о Боратынском лишь то, что он был другом Пушкина, а между тем в первой половине XIX века Евгения Абрамовича считали чуть ли не величайшим поэтом современности. Василий Жуковский, Николай Гнедич и сам Александр Сергеевич высоко ценили его изящный слог и оригинальность стиля.

Критики отмечали в стихах редкое сочетание глубокой мысли и сильного чувства, а трагизм и надрывность строк обеспечили поэту необыкновенную популярность в светском обществе.

Негативно к творчеству философствующего лирика относился разве что Виссарион Белинский: полемика с ним не прекращалась до самой смерти стихотворца.

Любопытный факт: до сих пор в литературе можно встретить два написания фамилии старшего сына отставного генерала. С легкой руки все того же Пушкина закрепился ее вариант «Баратынский», но на надгробии она написана в соответствии с семейной традицией: через «о».

Сам поэт, хотя и в совершенстве владел тремя иностранными языками, по-русски писал с огромным количеством ошибок.

И если остальные недочеты, как правило, исчезали после внесения редакторских правок, то подпись так и оставалась той, что оставлял под рукописью «Евгений Абрамов сын» — то «Баратынской», то «Боратынский».

Читать стихотворение автора

Разуверение

Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь, И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям! Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова, И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

Иннокентий Анненский (1855 — 1909)

Две трети произведений выдающегося деятеля просвещения, педагога и критика долгое время оставались неопубликованными.

При жизни Иннокентия Анненского не знали как поэта и драматурга, скорее как директора Царскосельской гимназии и попечителя других учебных заведений.

А ведь он не только талантливо перевел стихи Горация, Бодлера, Верлена и Малларме и все 19 пьес Еврипида, но и создавал собственные произведения.

https://www.youtube.com/watch?v=WoVjMCFNkbA

По совету старшего брата Иннокентий Федорович не публиковал свои стихи до 30 лет, а первый его сборник «Тихие песни» вышел в 1904 году под псевдонимом «Ник. Т-о».

Потом всеобщее внимание привлекли символисты: имена Брюсова, Бальмонта, Белого и Блока были на слуху, Анненский же, утверждавший, что поэзия «никакой другой, кроме символической, не была, да и быть не может», так и остался в тени.

Вспомнили о нем, как водится, только после смерти. На вечере памяти Анна Ахматова читала стихи Анненского и называла его «единственным своим учителем», а Николай Гумилев — «последним из царскосельских лебедей».

Поэты-акмеисты организовали мемориальное общество «Кифара», а футуристы (в особенности Владимир Маяковский) вдруг заинтересовались творчеством умершего поэта и стали считать его своим предшественником.

Читать стихотворения автора

Среди миров

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Аметисты

Когда, сжигая синеву, Багряный день растет неистов, Как часто сумрак я зову,

Холодный сумрак аметистов.

И чтоб не знойные лучи Сжигали грани аметиста, А лишь мерцание свечи

Лилось там жидко и огнисто.

И, лиловея и дробясь, Чтоб уверяло там сиянье, Что где-то есть не наша связь,

Видео:История русской литературы 2 половины ХХ века (Имихелова С.С.) - 1 лекцияСкачать

История русской литературы 2 половины ХХ века (Имихелова С.С.) - 1 лекция

А лучезарное слиянье…

Федор Сологуб (1863 — 1927)

Поэт-богоборец, создатель образа «Змия», Богодьявола. Певец запахов, верящий в переселение душ. Некоторые современники всерьез считали его колдуном, ведь он предсказал собственную смерть, Октябрьскую революцию и некоторые другие события, о которых никак не мог знать заранее.

Самый таинственный и загадочный из русских поэтов-декадентов родился в семье портного по фамилии Тетерников и, потеряв отца в четыре года, остался с матерью, которая беспощадно порола сына за малейшую провинность. Но книги читать не запрещала.

В итоге Федор, с детства мечтавший куда-нибудь скрыться от жестокой реальности, прочел не только «Робинзона Крузо», «Короля Лира» и «Дон Кихота», но и всего Белинского, Добролюбова и Писарева.

Он начал писать стихи в подростковом возрасте и, став учителем, не отказался от своего увлечения.

Еще во время учебы он переводил Шекспира, Гейне, Гёте, венгерских и польских поэтов, писал прозу. В 1884 году начал публиковаться, а в 1900-х на поэтических вечерах, регулярно проходивших в его квартире, побывали Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Александр Блок, Андрей Белый и Валерий Брюсов.

До Первой мировой войны он вместе с женой переводил стихотворения Верлена и драмы Клейста, а за несколько лет до смерти перестал печататься из-за запрета советской власти.

Большая часть трудов Сологуба остается недоступной для читателя, однако роман Мопассана «Сильна как смерть» и «Кандид» Вольтера, как и поэзия Верлена, до сих пор печатаются в его переводах.

Читать стихотворение автора

Творчество

Темницы жизни покидая, Душа возносится твоя К дверям мечтательного рая, В недостижимые края. Встречают вечные виденья Ее стремительный полет, И ясный холод вдохновенья

Из грез кристаллы создает.

Когда ж, на землю возвращаясь, Непостижимое тая, Она проснется, погружаясь В туманный воздух бытия,  — Небесный луч воспоминаний Внезапно вспыхивает в ней И злобный мрак людских страданий

Прорежет молнией своей.

Максимилиан Волошин (1877 — 1932)

Настоящая фамилия поэта, художника-авангардиста, искусствоведа и помощника всех творческих людей, попавших в беду, была Кириенко-Волошин.

Лишившись отца в трехлетнем возрасте, Максимилиан с матерью переехал в Крым, где прошло его детство и куда он вернулся в 1917 году, чтобы «не будучи ни с одной из борющихся сторон, […] пребыть в России до конца». Его дом в «Киммерийских Афинах» всегда был открыт для поэтов, художников, артистов и ученых.

В разные годы в нем побывали Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максим Горький, Алексей Толстой, Николай Гумилев, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Евгений Замятин, Михаил Булгаков и многие другие.

https://www.youtube.com/watch?v=yDC_5uPm88s

Волошин мог бы стать юристом, но недоучился из-за участия во Всероссийской студенческой забастовке и уехал в Среднюю Азию — строить Ташкентско-Оренбургскую железную дорогу и размышлять, что делать дальше. Посетив затем и Европу, решил заняться самообразованием и целиком посвятить себя искусству: поэзии и живописи.

В его первом сборнике, вышедшем в Москве в 1910 году, Брюсов увидел «руку мастера» и «ювелира». В советское время вышлииздаются «Иверия» (1918) и «Демоны глухонемые» (1919), но уже с 1923 года началась травля поэта, принявшего войну и революцию с ужасом и горечью, и его перестали печатать на родине вплоть до 1961 года.

Читать стихотворение автора

***

Сквозь сеть алмазную зазеленел восток. Вдаль по земле, таинственной и строгой, Лучатся тысячи тропинок и дорог.

О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!

Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами. Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.

Николай Заболоцкий (1903 — 1958)

Старший сын учительницы и агронома начал писать стихи в семь лет, подражая своим любимым символистам и акмеистам. В третьем классе сельской школы он уже «издавал» рукописный журнал, где публиковал и собственные творения. Так что к моменту поступления в Московский университет у Заболоцкого, по его же словам, была «объемистая тетрадь очень плохих стихов».

Проучившись два года одновременно на историко-философском и медицинском факультетах и пообщавшись с московскими футуристами и имажинистами, юный Николай бросил все и уехал в Петроград поступать в институт Герцена на филологический.

Там он познакомился с поэтами-обэриутами — Даниилом Хармсом и Александром Введенским — и начал издаваться, называя себя «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя».

Но после того как скандальные «Столбцы» разошлись огромным тиражом, критики начали обращать пристальное внимание на творчество Заболоцкого. «Вторая книга» его стихов, вышедшая в 1937 году, была как следует «причесана» цензурой.

В 1938-м поэт попал в лагеря на пять лет по сфабрикованному делу, дома остались жена с двумя маленькими детьми.

Вернулся в литературу он только в 1946-м, но прижизненный сборник «Стихотворения» (1957) и посмертное «Избранное» (1960) не включали и половины произведений, написанных в 1936- 1958 годах.

Талантливый переводчик и первый поэт «Бронзового века» дважды составлял полное собрание своих сочинений (в 1952-м и в 1958-м), но книге так и не суждено было увидеть свет до смерти автора.

Читать стихотворение автора

***

Во многом знании — немалая печаль, Так говорил творец Экклезиаста. Я вовсе не мудрец, но почему так часто

Мне жаль весь мир и человека жаль?

Природа хочет жить, и потому она Миллионы зерен скармливает птицам, Но из миллиона птиц к светилам и зарницам

Едва ли вырывается одна.

Видео:88 Поэзия второй половины 20 векаСкачать

88 Поэзия второй половины 20 века

Вселенная шумит и просит красоты, Кричат моря, обрызганные пеной, Но на холмах земли, на кладбищах вселенной

Лишь избранные светятся цветы.

Я разве только я? Я — только краткий миг Чужих существований. Боже правый, Зачем ты создал мир, и милый и кровавый,

И дал мне ум, чтоб я его постиг!

ТОП-10 САМЫХ ВЕЛИКИХ РОМАНОВ ХХ СТОЛЕТИЯ!

Поэты второй половины 20 века список
Мы уже говорили о том, что литература 20 века представляет собой явление выдающееся и уникальное. Едва ли в каком другом столетии было создано такое же количество произведений – порой уникальных, порой скандальных, а часто по-настоящему гениальных.

Из всего этого грандиозного многообразия очень сложно выделить линейку лучших – уж слишком много было написано.

И всё же мы составили топ-10 самых великих романов 20 века и представляем их ниже! Сразу оговоримся, что это не субъективная подборка, а выбор, основанный на объективных причинах, таких как известность произведения, общественный резонанс, признание читателей и исследователей, количество проданных экземпляров, премии и т.д.

1.«Мастер и Маргарита». М. А. Булгаков.

М. А. Булгаков (1891-1940)

Роман великого русского писателя Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» без преувеличения можно назвать одним из самых ярких явлений в русской литературе 20 века.

Едва ли можно вспомнить книгу, более полюбившуюся читателям, запоминающуюся и, в то же время, противоречивую. Произведение создавалось писателем на протяжении долгого времени с 1928 по 1940 год, и так и не было завершено.

Впервые опубликован роман был гораздо позже – в 1966 году, да и то с цензурными сокращениями.

2.«Доктор Живаго». Б. Л. Пастернак.

Б. Л. Пастернак (1890-1960)

Роман русского поэта и писателя Бориса Пастернака «Доктор Живаго» считается жемчужиной русской романистики 20 века.

С этим многие могут поспорить, и, надо полагать, небезосновательно, но факт остаётся фактом: «Доктор Живаго» — это одна из самых резонансных книг столетия. Роман создавался 10 лет – с 1945 по 1955 год. Впервые был опубликован в 1957 году за границей.

За это произведение Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. А в 1965 году свет увидела голливудская одноимённая экранизация, получившая 5 премий «Оскар».

3.«Лолита». В. В. Набоков.

В. В. Набоков (1899-1977)

Надо полагать, что роман «Лолита» русско-американского писателя Владимира Набокова не нуждается в представлении. Едва ли найдётся человек, который бы ничего не слышал об этой книге.

Произведение, посвящённое запретной связи взрослого мужчины и девочки-подростка, было опубликовано в 1955 году и сразу же взбудоражило общественность, а автора сделало богатым и знаменитым на весь мир.

Многие скажут, что роман недостоин похвал, но мировые журналы и газеты иного мнения и включают его в списки лучших книг 20 века.

4.«Великий Гэтсби». Френсис Скотт Фицджеральд.

Ф. С. Фицджеральд (1896-1940)

Выдающийся роман великого американского писателя Ф. С. Фицджеральда был опубликован в 1925 году. Но сумасшедшую популярность он обрёл гораздо позже, уже после смерти автора, в годы Второй мировой войны. Книга, повествующая об эпохе «ревущих двадцатых» в США, была неоднократно экранизирована и включена в списки лучших произведений столетия.

5.«Над пропастью во ржи». Д. Сэлинджер.

Д. Сэлинджер (1919-2010)

Знаменитый роман «Над пропастью во ржи» американского писателя Джерома Сэлинджера был опубликован в 1951 году.

История сбежавшего из частной школы 17-летнего подростка Холдена Колфилда настолько понравилась читателям, что сделала книгу настоящей легендой 20 века! И это при том, что по роману не было снято ни одной яркой экранизации.

Зато убийца известного певца Джона Леннона, Марк Чепмен, прославил произведение лучше любого голливудского режиссёра – он признался, что в романе «Над пропастью во ржи» содержался тайный приказ убить великого музыканта, который он и исполнил.

6.«Сто лет одиночества». Габриэль Гарсиа Маркес.

Г. Г. Маркес (1927-2014)

Легендарный роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, пожалуй, является самым известным произведением, написанным на испанском языке в 20 веке. Книга была издана в 1967 году и завоевала своему автору мировое признание. В мире продано более 30 миллионов экземпляров романа, и он переведён на 35 языков.

7.«Игра в бисер». Герман Гессе.

Герман Гессе (1877-1962)

Роман немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» был опубликован в 1943 году. А уже в 1946 автор был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Философское и сложное произведение, оказавшее большое влияние на послевоенную европейскую культуру, «Игра в бисер» является одним из самых значительных и известных романов, написанных на немецком языке в 20 веке.

8.«Заводной апельсин». Энтони Бёрджесс.

Энтони Бёрджесс (1917-1993)

Скандально знаменитый роман английского писателя Энтони Бёрджесса был издан в 1962 году и обрёл мировую известность благодаря культовой экранизации легендарного режиссёра Стенли Кубрика. Без сомнений, история о жестоких подростках-садистах занимает особое место в истории мировой литературы 20 века. Подробнее об этой книги читаем здесь.

9.«Чума». Альбер Камю.

Альбер Камю (1913-1960)

Роман великого французского писателя Альбера Камю «Чума» увидел свет в 1947 году. По признанию автора, его книга содержит в себе аллегорию на борьбу против фашизма. Сам же сюжет строится на истории эпидемии чумы в алжирском городе Оране. В 1957 году Камю был удостоен Нобелевской премии по литературе, в том числе, и за это произведение.

10.«Пролетая над гнездом кукушки». Кен Кизи.

Видео:1950 Пять этапов русской литературы XX векаСкачать

1950  Пять этапов русской литературы XX века

Кен Кизи (1935-2001)

Культовый роман американского писателя Кена Кизи был издан в 1962 году. Является знаковым произведением для американской литературы. Особую известность книге принесла знаменитая экранизация 1975 года в главной роли с Джеком Николсоном.

Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки!!!))))

Видео

Список поэтов 1Скачать

Список поэтов 1

11 класс - Литература - Поэзия 60-х годов. «Эстрадная» лирика. «Тихая» лирика. «Лианозовская» школа.Скачать

11 класс - Литература - Поэзия 60-х годов. «Эстрадная» лирика. «Тихая» лирика. «Лианозовская» школа.

История русской литературы 2 половины ХХ века (Имихелова С.С.) - 9 лекцияСкачать

История русской литературы 2 половины ХХ века (Имихелова С.С.) - 9 лекция

Лирика второй половины ХХ века для ЕГЭ | Литература ЕГЭ 10 класс | УмскулСкачать

Лирика второй половины ХХ века для ЕГЭ | Литература ЕГЭ 10 класс | Умскул

История русской литературы 2 половины ХХ века (Имихелова С.С.) - 10 лекцияСкачать

История русской литературы 2 половины ХХ века (Имихелова С.С.) - 10 лекция

Урок литературы в 8 классе Литература второй половины ХХ века Поэзия и проза 50 90 х годов Н АСкачать

Урок литературы  в 8 классе Литература  второй половины ХХ века  Поэзия и проза 50 90 х годов  Н  А

Вебинар по литературе Художественные произведения второй половины ХХ века как материал для учебно тСкачать

Вебинар по литературе  Художественные произведения второй половины ХХ века как материал для учебно т

История русской литературы 2 половины ХХ века (Имихелова С.С.) - 13 лекцияСкачать

История русской литературы 2 половины ХХ века (Имихелова С.С.) - 13 лекция

Вторая половина 20 века | ЕГЭ по историиСкачать

Вторая половина 20 века | ЕГЭ по истории

Открытый урок с Дмитрием Быковым. Урок 1. Серебряный век 1894 - 1929Скачать

Открытый урок с Дмитрием Быковым. Урок 1. Серебряный век 1894 - 1929

Литература 8 класс (Урок№29 - Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе (обзор).)Скачать

Литература 8 класс (Урок№29 - Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе (обзор).)

Открытые лекции: Литература XX векаСкачать

Открытые лекции: Литература XX века

История русской литературы второй половины ХХ века. Шаройко М.В.Скачать

История русской литературы второй половины ХХ века. Шаройко М.В.

Поэзия XIX века. Литература 9 классСкачать

Поэзия XIX века. Литература 9 класс
Поделиться или сохранить к себе: