Паустовский телеграмма история создания

Видео:Телеграмма. Константин ПаустовскийСкачать

Телеграмма. Константин Паустовский

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Паустовский телеграмма история создания

История создания.

Произведение «Телеграмма» было создано Константином Паустовским в 1946 году. Рассказ был написан уже после того, как писатель стал известным. Замысел рассказа заключается о трагической судьбе дочери художника. Ее роль — главная в произведении.

Жанр

Жанр этого произведения – рассказ. Писатель анализирует психологию героев, поэтому ученые литературы еще называют рассказ психологической новеллой.

Сюжет и тема.

Одинокая пожилая женщина по имени Катерина Петровна живет в Заборье, в большом доме, когда-то построенном ее отцом. У Катерины Петровны есть только один родной человек, ее дочь Настя, которая живет в Ленинграде.

Предыдущий раз Настя навещала мать три года назад, но каждый месяц отсылает ей по двести рублей. Она не хотела мешать дочери поэтому, отправляла письма временами, но думала о ней всегда.

В это тяжелое для нее время поддерживали в трудную минуту и помогали ей Манюшка и Тихон.

Матери Насти было больно осознавать, что она не нужна родной дочери, поэтому она просто не думает об этом. Тихон и Манюшка – единственные хоть и чужие люди, которые заботились о ней в это время.

Под конец октября Катерина Петровна послала дочери письмо с просьбой навестить ее. Когда оно пришло Настя, не глядя кинула письмо в сумочку, так как была занята. Лишь вздохнула с успокоением: если мать пишет – значит жива.

В мастерской ей привиделось, что статуя Гоголя глядит на нее с осуждением. Спустя полмесяца Насте приходит еще одна телеграмма из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Она смяла письмо и опять ощутила на себе осуждающий взгляд Гоголя.

Настя поняла, что никто так сильно как родная мать ее не любил. В этот же день она отправилась в Заборье к матери.

Катерина Петровна не могла встать с кровати уже несколько дней. Манюшка несколько суток не сводила с нее глаз, постоянно была рядом с ней. Тихон принес какое-то письмо, после прочитал его Катерине Петровне: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за его добродушие и отвернулась к стенке, будто уснула.

Похоронили ее на другой день. На похоронах были старушки и ребята. Настя опоздала и приехала на два дня позже после похорон. Увидев, могилу матери, она всю ночь плакала в ее комнате. После чего скрытно покинула село, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не спросил.

Главные герои.

Катерина Петровна – одинокая пожилая женщина. Отец был художником. Есть дочь, которая, живет далеко и долго не приезжает к ней. Умирает, так и не, попрощавшись с дочерью.

Настя – дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем. Уже три года не навещает мать, но каждый месяц отсылает ей деньги.

Тихон – сторож, знал и помнил отца Катерины Петровны, поэтому помогал ей по дому, ухаживал за садом.

Манюшка – соседская девочка, всегда помогала Катерине Петровне готовить, убирать. Искренне поддерживала ее. В последние дни жизни Катерины Петровны была рядом.

Композиция.

Композиционно данное произведение можно разделитьна три части: в первой говорится о жизни одинокой Катерины Петровны в Заборье. Во второй части рассказывается о ее дочери Насте, живущей в Ленинграде, забыв о матери. В последней третьей заключительной части случается развязка этой печальной истории.

Вариант 2

«Телеграмма» — рассказ Константина Георгиевича Паустовского. Написан рассказ в 1946 году.

В произведении, автор обращается к вечной теме «Отцы и дети». Острая тема, которая близка всем цепляет всех читающих .

Структура рассказа

«Телеграмма» — это короткий рассказ, который можно поделить на пять основных сюжетных частей:

1. О матери

https://www.youtube.com/watch?v=zCWENGAXWWs

Знакомство с Катериной Петровной, старушкой живущей в деревне и имеющей одну, единственную дочь.

2. Дочка

Автор представляет читателю Настю и рассказывает про её работу.

3. Печальное известие

Отправка телеграммы о болезни Катерины Петровны. Правда, Катерина так и не получает настоящего ответа от Насти. На письмо от лица дочки ответил Тихон.

4. Трагичный исход

Настя приезжает к своей маме, но не находит её живой.

5. Результат

Настя много думает насчет своего поступка и сильно сожалеет.

Сюжет

Катерина Петровна проживает в глухой, далёкой от города деревне. Дом был построен ещё её дедушкой, очень талантливым художником. Катерина не отличается общительностью.

У неё нет  хороших связей с соседями, но её дочь  занимается необходимой  работой. Девушка  также поддерживает свою маму финансово.

Однажды Катерина Петровна узнаёт, что она неизлечимо  больна и мечтает увидеть дочь в последний раз, о чём и пишет с просьбой в телеграмме. Но Настя не воспринимает письмо серьезно  и уезжает после двух недель, когда понимает, что смерть матери уже близко.

Она при всём этом ещё и опоздала на похороны своей матери.

Герои

Всех героев в этом рассказе можно поделить на:

• главные герои: Катерина и Настя

• второстепенные лица: Тихон, соседка Манюшка и скульптор Тимофеев.

• Третий план: Почтарь, учительница, отец матери Насти, художник.

можно отметить образ скульптуры Гоголя, ведь он является совестью в сознании Насти. Автор позволяет узнать позицию автора в произведении через скульптуру.

Подробнее о главных персонажах

Катерина Петровна.

По словам Паустовского, воспитывали её  в приличной семье и находилась в окружении творческих личностей. Она была очень образованной и духовно развитой женщиной. Можно сделать вывод, что её род происходит из дворянской семьи.

В деревне она ни с кем не общается. У неё прекрасный дворянский гардероб одежды. Нельзя сказать, что у неё совсем нет контактов. Имеются и небезразличные личности в её жизни. Они навещают Катерину. Это:

Но конечно же, Катерина Петровна необходимо участия всего одного единственного  человека — своей дочки Насти. Настя присылает ей прижимистые телеграммы, отговариваясь тем, что она занята. А женщине, страшно  потревожить её отписками дочь.

И лишь один раз она всё же отправляет телеграмму первой. В тот день, когда понимала , что вот-вот умрёт.

Настя.

Она только познаёт мир, который её окружает. Она имеет множество, как и амбиций, так и иллюзий. Настя показывается очень мягкой, душевной и трепетной девушкой, но совсем не желает уделять матери внимание.

Заключение

Рассказ побуждает детей любить и уважать своих родителей, пока они ещё живы, чтобы не жалеть, когда будет поздно, как произошло с Настей. Не стоит быть эгоистичным и думать только о себе.

Видео:Телеграмма. Краткое содержаниеСкачать

Телеграмма. Краткое содержание

«Телеграмма», анализ произведения Паустовского

Паустовский телеграмма история создания

Новелла была впервые опубликована в журнале «Огонёк» (1946, № 8). Время действия – 1940 год. Место действия – село Солотча под Рязанью (ныне в черте города). О прототипе главной героини мы узнаём из повести Паустовского «Золотая роза».

Это Екатерина Ивановна Попова (Пожалостина) (1856 – 1940) – рано овдовевшая старшая дочь художника-гравёра Ивана Петровича Пожалостина, местной знаменитости. Именем Пожалостина назван областной художественный музей. «Мемориальный» дом, описанный в новелле, в 1970 г. сгорел дотла, но в 1992 г.

был восстановлен и наконец стал домом-музеем.

В доме наследниц Пожалостина Паустовский снимал комнаты: здесь никто не мешал ему писать. Интересно, что кроме «блудной дочери» Насти – «красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом» («Золотая роза») – у Е.И. Пожалостиной всё же был родной человек, безвыездно живший в том же самом доме, – её младшая сестра Александра Ивановна.

Литературное направление и жанр

В эпоху засилья соцреализма Паустовский не просто хранит верность реализму классическому, но и развивает его в том естественном, органичном для него направлении, которое указал зрелый Чехов и в котором в то же самое время (1940-е годы) продолжает двигаться Бунин.

А самым актуальным и плодотворным для этого направления литературным жанром явилась психологическая новелла, причём Паустовский одновременно с Буниным идёт по пути ещё большей (по сравнению с поздним Чеховым) лаконизации, «новеллизации» новеллы чеховского типа.

Для той разновидности русской психологической новеллы, блестящим образчиком которой и является «Телеграмма», характерны ещё большая, чем даже у Чехова, завуалированность авторской позиции и неоднозначность моральной трактовки.

Их контуры открываются лишь внимательному читателю, правильно толкующему те «слова-сигналы», что связывают сюжет с исторической действительностью и с литературным контекстом, и различающему строгий композиционный каркас новеллистически сжатого текста.

Тема и проблематика

Тема новеллы – пропасть между судьбами поколений «отцов» и «детей», образовавшаяся в результате Октябрьской катастрофы 1917 г. Табу в подсознании современного Паустовскому читателя не давало этому, советскому, читателю ни малейшего шанса правильно истолковать первую (на самом деле «тематическую») фразу новеллы: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный».

Эта «на редкость» глубокая пропасть создаёт специфическую нравственную проблематику. В этой исторической действительности никто не прав и никто не виноват – и при этом виновны все.

ХХ век движется с бешеным ускорением, если сравнивать с веком ХІХ, в котором «ухитрилась» так и прожить всю свою жизнь главная героиня новеллы, – и это создаёт «неудобства» в её общении с людьми ХХ века.

Однако и ХХІ век оставил мало шансов «догнать» его живущим в прошлом и прошлым – и таким образом тема, открытая Паустовским, является не временной, а эпохальной.

Сюжет и композиция

«Телеграмма» — одно из ярких опровержений теории авторитетного немецкого слависта Вольфганга Казака, согласно которой «вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского — аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского». В «Телеграмме» предельно сжатый объём текста не мешает выстроить две параллельные, одновременно развивающиеся сюжетные линии – деревенскую и ленинградскую, – чтобы эффектно соединить их в финале.

https://www.youtube.com/watch?v=72qPuAA-5nI

Первая линия: «Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником». Вторая: «Настя работала секретарем в Союзе художников». Объединяет их слово «художник».

Не обладая художественным даром знаменитого самородка-отца, выходца из простого народа, старуха горда своей причастностью к его «мемориальному» дому.

Её дочь Настя тоже не унаследовала художественного дара деда, но она, искусствовед и организатор художественной жизни, свою причастность к семейному делу понимает иначе: она помогает талантам пробиться, состояться, ведь и её собственный дед не выбился бы в люди без помощи знающих людей.

Так параллельные сюжетные линии по сути становятся контрастными. В селе Заборье не происходит ровным счётом ничего, просто угасает жизнь старухи. В Ленинграде жизнь кипит, Настя открывает и выводит в свет истинное художественное дарование – скульптора Тимофеева. О его последнем шедевре – скульптурном портрете Гоголя – она со знанием дела говорит: «Это действительно превосходно».

Однако истинное искусство неподкупно и нелицеприятно, оно выдвигает тяжкие, неподъёмные моральные требования, и это не зависит ни от творца (Тимофеева), ни от мецената (Насти).

В самый момент Настиного триумфа её настигает телеграмма из Заборья: «Катя помирает».

С этой скомканной телеграммой в руке она пытается продолжить свой триумф, «но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный», она «всё время чувствовала на себе… с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь».

Не выдержав взгляда Гоголя, Настя бежит на вокзал. Тем временем её мать тихо умирает в старом доме. Приехав на второй день после похорон, Настя всю ночь проплакала в пустом теперь дедовском доме и наутро, прячась от людей, уехала с чувством «непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Художественное своеобразие

Кроме обычной для Паустовского ключевой роли лирического пейзажа с его неизменно «щемящими» нотками, в «Телеграмме» не менее ключевую роль играют неслучайные сюжетные совпадения с классическими текстами (например, с пушкинским «Станционным смотрителем», где в точно такой же ситуации бегства дочери в Петербург все виноваты и все правы) и «слова-сигналы». Так, упоминание о «Неизвестной» И.Н. Крамского (1883) создаёт представление о том, какой была Катя в молодости. А упоминание о похоронах В. Гюго (классика хоронила «вся Франция») создаёт важную контрастную пару к тихим, безлюдным похоронам самой Кати. Правда, на самом деле Екатерина Пожалостина (прототип) могла лишь вообразить похороны Гюго по отчётам в прессе, ибо жила она с отцом в Париже не в 1880 г., когда хоронили Гюго, а в 1872 – 1874 гг., так что и тут мы имеем дело с тонким художественным приёмом.

Правда, и в «Золотой розе» Паустовский решительно утверждал: «Катерина Ивановна была на похоронах Виктора Гюго. Она рассказывала мне об этом  ». Если это и впрямь было так, то в данном случае мы имеем дело с художественным приёмом, придуманным самим персонажем, – о чём автор и не подозревал!

  • «Золотая роза», анализ повести Паустовского
  • «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
  • «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
  • Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
  • «Старый повар», анализ рассказа Паустовского
  • «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
  • «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
  • «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
  • «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

История создания

Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом.

Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника.

Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.

https://www.youtube.com/watch?v=dAY_K4t7Cpg

В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.

Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой.

Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой.

Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.

Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела.

Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон.

Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.

Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.

После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.

Краткое содержание

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.

Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук.

Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины.

Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад.

Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана.

Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза.

Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ.

В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

https://www.youtube.com/watch?v=Sx_0gO8TSIU

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу.

Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя.

Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.

Тем временем Катерина Петровна, заболев, не вставала уже десять дней. Манюшка присматривала за ней: иногда казалось, что старушка уже не дышит.

На телеграфе Тихон взял телеграмму, сам написал её от лица Насти и, придя к пожилой женщине, прочитал её ей, желая приободрить её и сказав, что её дочь уже едет.

Катерина Петровна поняла его наивный обман, но всё равно была благодарна ему за доброту и сочувствие.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

План для пересказа

Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:

  • Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
  • Занятость Насти в Ленинграде.
  • Письмо матери.
  • Выставка.
  • Две телеграммы.
  • Слишком поздно: раскаяние Насти.

Главные герои

В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:

  1. Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  2. Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
  3. Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  4. Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  5. Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  6. Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.

Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым.

Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю.

Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.

Анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:

  • тема одиночества;
  • всеобъемлющая материнская любовь;
  • вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
  • тема «блудного сына».

Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени.

К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом.

В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.

https://www.youtube.com/watch?v=AUlUQfrLLMk

Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо.

Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём.

Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.

Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм.

Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду.

Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.

Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.

Видео:ТелеграммаСкачать

Телеграмма

Анализ рассказа Телеграмма Паустовского

Паустовский телеграмма история создания

История создания

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» впервые был напечатан в 1946 году в журнале «Огонек». В основу рассказа положены реальные события, свидетелем которых был писатель. Он только изменил отчество героини, вместо Катерины Ивановны она стала Петровной.

Жанр

К.Паустовский продолжает в своем творчестве традиции, заложенные Иваном Буниным. Поэтому кроме общепринятого и закрепившегося за произведением жанра рассказ, исследователи называют его и психологической новеллой, автору удается проанализировать психологию героев.

Сюжет и тема

Рассказ посвящен последним годам жизни Катерины Петровны, она одна живет в огромном доме, когда-то построенном отцом – знаменитым художником. Но дом, и село Заборье медленно умирают. Постарела и готовится к смерти и его хозяйка. Одиночество и немощная старость стали ее спутниками. Два совершенно чужих человека — Манюшка и Тихон – помогают ей в это время.

В Ленинграде живет дочь Катерины Петровны, Настя. Последний раз она навещала мать три года назад, теперь — денежные переводы раз в месяц и несколько слов на обороте. В городе Настя занята, теперь она готовит выставку одного талантливого скульптора, проявляя к нему внимание и участие.

Тема, затронутая писателем, стара как мир: отцы и дети, их извечный конфликт. У Насти есть время и огромное желание помочь чужим людям, но его нет, чтобы навестить старую мать или написать ей письмо. Непростой вопрос, поразмышлять над которым приглашает автор.

Главные герои

Действующих лиц в рассказе несколько, они распределены писателем на две группы.

Первая – это сама Катерина Петровна и ее сельское окружение, состоящее из Манюшки, дочери соседа, добровольно взявшейся помогать старушке, и Тихона, пожилого мужчины, до старости сохранившего почтение к ее семье и помогающего по хозяйству.

Катерина Петровна – дочь того знаменитого художника, который приехал в свое родное село, построил дом и развел сад. Теперь в нем живет одинокая и очень старая женщина. Она его последняя обитательница. На похоронах к процессии, состоящей из местных старушек и ребятишек, к ним присоединится молодая учительница.

Вторая группа – Настя и ее городские знакомые: талантливый скульптор Тимофеев, выставку которого организует Настя, Першин – один из начальников по культуре, старый вспыльчивый художник. К числу героев рассказа относится и скульптура Гоголя, с которой Настя встречается дважды и которая, улыбаясь, задает, ей так кажется, неприятные вопросы.

Композиция

Рассказ начинается со вступления, в котором автор знакомит читателя с Катериной Петровной – главной героиней, ее помощниками и рассказывает о ее состоянии, сравнивая его с осенью, задержавшейся на дворе. Вторая сюжетная линия – это Настя и ее жизнь в городе.

Обе линии писатель объединил одним словом — художник. Катерина Петровна – дочь художника, а ее дочь работает в Союзе художников.

Интересны две детали, которые похожи на попытку восстановить утраченные близкими людьми связи – письмо, которое пишет Катерина Петровна дочери, и придуманная Тихоном телеграмма от имени Насти.

Но, увы, развязка неминуема — старушка умирает, так и не дождавшись дочери, а через день приезжает Настя, чтобы проплакать всю ночь и, крадучись, чтобы никто не увидел и не расспросил, уехать с грузом непоправимой вины перед матерью.

2 вариант

Произведение создается писателем в послевоенный период времени, когда автор уже имеет мировую славу. Более ранние рассказы писателя уже содержат в себе замысел рассматриваемого произведения, поскольку они вскользь упоминают о судьбе дочери великого художника.

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле классического реализма.

https://www.youtube.com/watch?v=b5xQKf3GU2A

Центральное место в сюжетном повествовании отводится одинокой престарелой женщине Катерине Петровне, проживающей  в далекой деревне и не желающей ее покидать, несмотря на отсутствии цивилизации, поскольку деревушка представляет для нее память об отце, именитом художнике.

Однако в деревне женщина живет в уединении, поскольку местное население не понимает утонченного характера Катерины Петровны. Женщина имеет дочь Настю, однако девушка проживает достаточно далеко от матери и общается с ней посредством редкой переписки.

В один момент Катерина Петровна начинает осознавать, что скоро покинет земной мир и поэтому пишет дочери письмо, которое доходит до Насти слишком поздно. Девушка приезжает в деревню, когда женщина уже умерла.

Композиционная структура рассказа в условной форме разделяется на три части, первая из которых представляется описанием деревенской жизни Катерины Петровны, вторая часть рассказывает о дочери и ее работе, а в третьей части повествуется о двух телеграммах.

Отличительной особенностью композиции рассказа является применение писателем аддитивной повествовательной структуры, которая характеризуется следованием одного эпизода за другим и преобладанием повествовательной формы от первого лица.

Кроме того, рассказ характеризуется предельно сжатым текстовым объемом, не мешающим развитию двух параллельных сюжетных линий (деревенской и городской), эффектно соединяющихся в финальной части произведения.

Параллельные сюжеты представляются автором в рассказе в качестве контраста.

Основной тематикой произведения является изображение пропасти между поколениями отцов и детей, которое обуславливает нравственную проблематику.

Основной персонаж рассказа в лице Катерины Петровны представляется писателем в качестве мемориального образа, умирающей памяти прошедших столетий, ценивших творчество и художественные способности.

Настя изображается писателем в противоположном матери образе, в качестве полной жизненной энергии девушки, вечно занятой работой и собственными проблемами.

Однако девушка не лишена человеческих качеств, сострадания, тоски, уважения к старшим.

В рассказе также используются второстепенные персонажи в образе деревенских жителей (Тихон, Манюшка).

Художественным своеобразием рассказа является  придание автором ключевого значения лирическому пейзажу, отличающемуся щемящими оттенками, а также использованием неслучайных сюжетных совпадений

Анвлиз 3

История создания

Дата написания рассказа под названием «Телеграмма» – 1946 г. В трудный послевоенный год он впервые появился в журнале «Огонёк». В то время К.Паустовский был уже широко известен миру.

Предпосылки к созданию короткого рассказа «Телеграмма» можно встретить в предыдущей повести «Золотая роза», в которой Паустовский говорит о жизни дочери известного художника-гравёра по фамилии Пожалостин.

Дом, изображённый Паустовским в рассказе, существовал на самом деле и в конце 20 века был превращён в дом-музей.

Жанр

Данный рассказ написан в жанре «психологической новеллы», а именно – психологического реализма, которого старался придерживаться Паустовский в своих произведениях. В «Телеграмме» показаны и раскрыты как суровые стороны жизни, так и глубокие душевные переживания героев.

Сюжет и тема

В основе сюжета судьба Катерины Петровны, пожилой женщины, доживающей свой век в глухой деревне Заборье. Она дочь прославленного художника и ценит свой памятный дом.

Тонкая душевная организация старушки чужда другим жителям деревни, и это непонимание обрекает Катерину Петровну на мучительное одиночество. Её дочь, Настя, занята делами в городе и вспоминает мать совсем редко.

Получив от Катерины Петровны, предчувствующей смерть, телеграмму, она забывает даже ответить на неё. Катерина Петровна напрасно ждёт дочь, сторож Тихон жалеет её и пишет ей телеграмму от имени дочери.

Позже приходит короткая записка от Тихона со словами «Катя помирает». Только после этого, бросив всё, Настя приезжает в деревню, но уже на второй день после похорон. Она плачет и горько раскрывается в своём бесчувствии.

https://www.youtube.com/watch?v=rveRQGwxM5g

В этом рассказе раскрывается тема «отцов и детей», тема их взаимоотношений и пропасти между ними.

Главные герои

Катерина Петровна – пожилая одинокая женщина, дочь прославленного художника, – главный образ в рассказе. Её тонко чувствующая душа с юности привыкла к творчеству и изысканности, но простым обывателям трудно понять душевные стремления старушки.

Настя – второй по значимости персонаж, взрослая дочь Катерины Петровны, живущая в кипящем жизнью городе. Она входит в Союз художников, организовывает различные выставки, помогает знакомому скульптору выставить работы и ведёт бурную деятельность, при этом совсем забывая о покинутой матери.

Тихон – бесхитростный деревенский сторож, по-доброму относящийся к Катерине Петровне и искренне ей сочувствующий. Его рукой для одинокой старушки была написана последняя телеграмма.

Тимофеев – талантливый, но безызвестный скульптор, стремящийся добиться известности, в чём ему помогает Настя.

Композиция

По смыслу «Телеграмма» делится на 3 части. Первая включает в себя непростое существование главной героини в деревне. Вторая – это описание насыщенной жизни Насти в городе.

И третья часть – эпизод с двумя телеграммами: одна была написана Катериной Петровной Насте, другая была написана сторожем, как ответ.

В то же время сюжет составляют две параллельные и противоположные линий, которые в финале сходятся: жизнь в городе и деревенская жизнь.

← Почему рассказ Паустовского назван Тёплый хлеб?← Основная мысль рассказа Телеграмма↑ ПаустовскийОбраз Вани в рассказе Заячьи лапы →Образ Манюшки в рассказе Телеграмма →

  • Анализ произведения Микроскоп Шукшина

    Рассказ «Микроскоп» представляет собой произведение с сюжетом, изложенным в одном эпизоде. Все действия в рассказе происходят всего за 2 недели. В своем творении автор поднял такую тему как значение жизни и цели.

  • Сочинение про Здоровье

    Здоровье – это то, что необходимо ценить и к чему следует относиться бережно. Так как оно одно, многое можно купить за деньги, но не здоровье.

  • План рассказа Хамелеон Чехова

    При встрече надзирателя Очумелова и рыжего городового Елдырина, они решили пройти вдоль базарной площади и разведать дела. Неожиданно раздаются возмущенные вопли и собачий скулеж. Им предстает такая картина

  • Про Родину

    Сочинения на тему Родина

  • Смысл названия рассказа О любви Чехова

    Название очень правильное и логичное. О чем этот рассказ? Да, о любви и есть! Конечно, тут внимание на странности любви, то есть на странности людей

🎦 Видео

Краткое содержание Телеграмма. Паустовский К. Г. Пересказ рассказа за 4 минутыСкачать

Краткое содержание Телеграмма. Паустовский К. Г. Пересказ рассказа за 4 минуты

ТЕЛЕГРАММА — слушать краткий пересказ рассказа Константина ПаустовскогоСкачать

ТЕЛЕГРАММА — слушать краткий пересказ рассказа Константина Паустовского

Русская литература. 7 класс. К.Г. Паустовский «Телеграмма» /22.10.2020/Скачать

Русская литература. 7 класс. К.Г. Паустовский «Телеграмма» /22.10.2020/

К. Паустовский. "Телеграмма". Читает С. Гармаш .Скачать

К. Паустовский. "Телеграмма". Читает  С. Гармаш .

Константин Паустовский Телеграмма Аудиокнига Слушать ОнлайнСкачать

Константин Паустовский Телеграмма Аудиокнига Слушать Онлайн

анализ рассказа "Телеграмма" К.Г.ПаустовскийСкачать

анализ рассказа "Телеграмма" К.Г.Паустовский

Буктрейлер по рассказу К Г Паустовского 'Телеграмма'Скачать

Буктрейлер по рассказу К Г  Паустовского 'Телеграмма'

Константин Паустовский краткая биографияСкачать

Константин Паустовский краткая биография

Русская литература. 7 класс. К. Г. Паустовский «Телеграмма» /29.10.2020/Скачать

Русская литература. 7 класс. К. Г. Паустовский «Телеграмма» /29.10.2020/

Урок по рассказу К. Паустовского "Телеграмма"Скачать

Урок по рассказу К. Паустовского "Телеграмма"

Константин Паустовский. Телеграмма. АудиокнигаСкачать

Константин Паустовский. Телеграмма. Аудиокнига

К. Паустовский - Телеграмма КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕСКАЗСкачать

К. Паустовский - Телеграмма КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕСКАЗ

Константин Паустовский "Телеграмма" в программе "Библейский сюжет" @Телеканал Культура ​Скачать

Константин Паустовский "Телеграмма" в программе "Библейский сюжет" @Телеканал Культура ​

Константин Паустовский. Телеграмма. Радиоспектакль. Аудиокнига (1973)Скачать

Константин Паустовский. Телеграмма. Радиоспектакль. Аудиокнига (1973)

Марлен Дитрих стала на колени перед Паустовским за рассказ "Телеграмма". Читает Светлана КопыловаСкачать

Марлен Дитрих стала на колени перед Паустовским за рассказ "Телеграмма". Читает Светлана Копылова

lll - четверть, Русский язык и литература, 9 класс, К. Г. Паустовский Рассказ «Телеграмма»Скачать

lll - четверть, Русский язык и литература, 9 класс, К. Г. Паустовский Рассказ «Телеграмма»

Эта Книга ИЗМЕНИЛА всю жизнь — Константин ПаустовскийСкачать

Эта Книга ИЗМЕНИЛА всю жизнь —  Константин Паустовский
Поделиться или сохранить к себе: