- Тема отцов и детей в «Грозе» Островского: старшее и младшее поколение в произведении
- Краткий анализ произведения
- Старшее поколение
- Смирившиеся и подчинившиеся
- Дух протеста
- Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
- Темное царство
- Молодое поколение
- Бунт Катерины
- Конфликт отцов и детей: итоговое сочинение
- Конфликт отцов и детей, конфликт поколений
- Вечен ли конфликт поколений?
- Аргументы ЕГЭ по теме «отцы и дети»
- Примеры аргументов
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- К.Г. Паустовский «Телеграмма»
- А. Алексин «Раздел имущества»
- С. Есенин «Письмо матери»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- А.Н. Островский «Гроза»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
- Аргументы к сочинению Отцы и дети: направление проблемы в итоговом сочинении по литературе в 2020 году и произведения для аргументации
- Аргументы к сочинению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
- Аргументы по направлению «Отцы и дети»
- Тезисы по направлению «Отцы и дети»
- И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
- Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
- А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
- А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
- А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»
- К. Г. Паустовский. «Телеграмма»
- С. А. Есенин. «Письмо матери»
- Л. Н. Толстой «Война и мир»
- А. Н. Островский «Гроза»
- Д. И. Фонвизин «Недоросль»
- М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
- М. Цветаева «Бабушке»
- Н. В. Гоголь «Мертвые души»
- Конфликт поколений в драме Островского «Гроза» (Гроза Островский А. Н.)
- Лекция: Конфликт отцов и детей в драматургии Островского
- Видео
Тема отцов и детей в «Грозе» Островского: старшее и младшее поколение в произведении
Актуальной во все времена была и остаётся тема отцов и детей. В «Грозе» Островского проблема взаимоотношений между старшим и младшим поколением демонстрируется максимально наглядно.
Некий барьер не позволяет людям понять интересы и чувства друг друга.
Автор акцентирует внимание на том, к каким серьёзным и непоправимым последствиям порой может привести недопонимание между родителями и детьми.
Краткий анализ произведения
Чтобы максимально качественно проанализировать любой литературный текст, необходимо самостоятельно ознакомиться с его содержанием. Краткий разбор пьесы «Гроза» может выглядеть следующим образом:
- Год написания — 1859 г.
- История создания — на написание пьесы автора вдохновило его путешествие по Волге, во время которого писателю удалось записать различные повседневные сценки и разговоры из быта простых жителей Поволжья.
- Тема — в произведении затрагиваются темы семьи, греха и покаяния. Бо́льшую часть занимает проблема отцов и детей в пьесе.
- Жанр — пьеса, драма.
- Литературное направление — реализм.
А. Н. Островский отразил в своём произведении отразил современные ему темы и проблемы, большинство из которых не теряют своей актуальности.
Старшее поколение
Драма А. Н. Островского «Гроза» подчёркивает то, насколько взрослые привыкли жить по старым порядкам. Представителями этого поколения в произведении являются два героя:
- старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха);
- богатый купец с фамилией Дикий.
Кабаниха и Дикий придерживаются принципов тирании, а местами ведут себя по отношению к собственным детям как настоящие самодуры.
Эти два персонажа привыкли к тому, что окружающие считаются с их решениями и полностью подчиняются им. Именно на этих жизненных принципах они строят все отношения.
Характеры этих двух персонажей являются очень непростыми и суровыми и объясняют, почему дети ищут любые варианты, чтобы избежать ссор.
Вечная проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» разворачивается именно из-за нежелания родителей считаться с мнением своих дочерей и сыновей. Конфликт поколений уже многие столетия не теряет своей актуальности из-за разных взглядов на жизнь, и решить его можно только в случае, когда обе стороны согласны искать компромисс.
Смирившиеся и подчинившиеся
Дети старшего поколения в пьесе совершенно по-разному реагируют к властному и жестокому воспитанию своих родителей.
Сын Кабанихи Тихон — мягкий и ведо́мый, не способен противостоять своей матери. Марфа контролирует все бытовые вопросы молодой семьи, а сын покоряется ей и выполняет все её просьбы и приказы.
Однажды, показав своё смирение, он обрёк себя на несчастливую жизнь по сценарию, который пишет ему родная мать.
Юноша не в силах даже защитить собственную жену от постоянных нападок Кабанихи.
Ещё одним представителем молодого поколения является Борис. Молодой обеспеченный парень, на первый взгляд, производит впечатление уверенного и успешного, однако, события пьесы заставляют сделать другие выводы.
Когда о романе Катерины и Бориса узнаёт весь городок, дядя властно запрещает племяннику продолжать эти отношения.
Дабы не лишиться обещанного состояния, юноша во всём соглашается с Диким и отказывается взять на себя ответственность за связь с Катериной.
Автор наглядно демонстрирует, что оба молодых мужчин стали заложниками обстоятельств и привычных укладов их городка. А построены общественные порядки в Калинове были именно властью тиранов и самодуров.
Жертвами старшего поколения также становятся Варвара и Кудряш. Дочь Марфы смирилась с нападками матери, приспособилась к тому, чтобы врать ей и скрывать часть своей жизни. Ваня Кудряш ведёт себя таким же образом, чтобы не злить лишний раз Дикого, а подстраивается под его желания.
Дух протеста
Не все представители молодого поколения согласны смириться с деспотичными правилами жизни, устоявшимися в городке. Проблема отцов и детей в «Грозе» А. Островского наиболее ярко видна на примере образа Катерины. Эта юная девушка становится единственной, которая идёт вразрез с общепринятыми нормами и протестует против жестоких нравственных устоев Кабанихи и Дикого.
https://www.youtube.com/watch?v=vRqlZR_rdlQ
Инакомыслие и смелость являются главной характеристикой Катерины. Отцы и дети не в состоянии прийти к единому мнению, и этот конфликт приводит к непоправимым последствиям — девушка сводит счёты с жизнью. Её свободолюбие не могло мирно сосуществовать с «тёмным царством» Калинова, и поступок девушки является своего рода бунтом против Кабанихи.
Произведение Александра Николаевича Островского заслуженно является частью школьной программы и детально разбирается на уроках литературы. Пьеса может приводиться как аргумент к итоговому сочинению на тему «Отцы и дети». Старшее и младшее поколение всегда претерпевают различные трудности во взаимопонимании, а примеры из художественной литературы могут помочь сделать правильные выводы.
Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
101student.ru > Литература > Сочинения > Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
В своем романе Островский показывает, к каким трагическим последствиям может привести неразрешимое столкновение интересов двух поколений, новых и старых устоев, норм и принципов. Отцы и дети в пьесе «Гроза» — это две противоборствующие стороны, конфликт между которыми неизбежен.
Темное царство
Благополучный на первый взгляд городок Калинов при более детальном рассмотрении оказывается довольно неприятным местом. В городе царит патриархальная атмосфера, ценности купеческого общества далеки от общепринятых.
Образование, воспитание, интеллигентность не в почете, люди позабыли о чести, доброте, любви, благородстве, совести, стремятся лишь к материальному благополучию.
По словам Кулигина, одного из жителя города:
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!
Для характеристики этого общества, живущего по своим мрачным законам, хорошо подходит определение «темное царство». Самые яркие его представители:
- Помещик Дикой — свирепый тиран, не боится никого и ничего. Жизнь семьи он выстраивает на принципах домостроя. Нечестные поступки, воровство — все сходит ему с рук. Окружающие его ненавидят, но никто не осмеливается высказать свои мысли. Самодур часами может гневаться на своих подчиненных за плохую работу, урезать им зарплату. Работники молча и терпеливо сносят эти унижения.
- Купчиха Кабанова жестокая и бессердечная по своей натуре, «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ограничивает свободу собственных детей, подавляет и разрушает их личность. Требует всеобщего признания и уважения, хотя совсем этого не заслуживает.
Обладая определенной властью и положением в обществе, эти персонажи диктуют свои правила, которым послушно следуют все окружающие. Никто не может и не хочет противостоять их системе.
Покорно склонив голову, люди живут в постоянном подчинении. Этим обусловлено возникновение проблемы отцов и детей в «Грозе».
Молодое поколение
Отцы и дети, старшее и младшее поколение не находят должного взаимопонимания. Отношение младших к самодурству Кабанихи и Дикого различается.
Безропотный Тихон полностью находится под контролем своей матери и всецело ей подчиняется. Кабаниха решает все житейские вопросы сына, а он изо всех сил старается угодить ей и беспрекословно выполняет все указания. Даже в защиту своей любимой жены Тихон не осмеливается сказать ни слова, хотя аргументов было достаточно.
Дочь Кабановой, Варвара, обладая более сильным характером, чем ее брат, смогла приспособиться к постоянной тирании со стороны матери. Притворяясь и обманывая, придумывая невозможные сочинения и лицемеря, она устраивает свою жизнь по собственному усмотрению, за спиной потешаясь над Кабанихой.
https://www.youtube.com/watch?v=lLL0RkbtfaQ
Борис — родственник Дикого, прибывший из столицы. Казалось бы, такой человек, как он, сможет дать отпор жестоким устоям. Но будучи ведомым, проявив безволие и слабохарактерность, Борис сам оказался заложником общественных порядков города Калинова, стараясь угождать и подчиняться помещику ради получения наследства.
Полезные статьи по пьесе «Гроза»:
Бунт Катерины
Единственным человеком, который не смог смириться с «жестокими нравами» Калинова и поднял бунт против существующей в обществе системы, становится Катерина.
Девушка, выросшая в совершенно других условиях, воспитанная мудрыми и честными родителями, стала хорошим человеком с чистой душой. Вот почему ее мировоззрение не совпадает с принятыми нормами жизни в «темном царстве».
Такова краткая характеристика Катерины.
Отцы и дети города Калинова, их устоявшиеся дикие взаимоотношения были непривычны и неприемлемы для девушки. Она была согласна уважать свою свекровь и относиться к ней с любовью и пониманием, но Кабаниха стремилась к полному подчинению. С этим Катерина смириться не смогла, для нее жизнь без свободы невозможна.
Она изо всех сил пытается сопротивляться порядкам, установленным старшим поколением, но без поддержки, будучи совсем одна, не справляется с этой ситуацией. Единственным выходом для девушки становится самоубийство.
Этот драматический поступок служит протестом, вызовом бесчеловечным нормам и порядкам. Он становится неким толчком для молодого поколения, призывая его бороться с тиранией. Для младших этот призыв не остался незамеченным:
- Тихон впервые перечит матери;
- Варвара сбегает из дома.
Проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» — тема актуальная во все времена. Конфликт поколений не исчезает с прошествием времени. Так, новое общество, описанное Островским в произведении «Бесприданница», тоже сталкивается с похожими ситуациями. Эта проблема продолжает тревожить сердца людей и в наши дни.
Разрешить вечный конфликт интересов разных поколений можно вполне мирным путем: важно уважать друг друга, научиться слушать, быть открытым к переменам и в некоторых ситуациях уметь идти на компромисс. Насилие, унижения, попытки подчинения не принесут благополучия в жизнь семьи и могут повлечь за собой негативные последствия.
Конфликт отцов и детей: итоговое сочинение
Отцы и их дети — два разных поколения со своими взглядами, идеями, видением мира. Отцы — представители старого поколения, которое повидало жизнь и считает, что ничего нет лучше старого и проверенного временем.
Дети — представители молодого поколения, которое следует за прогрессом, готовы к экспериментам, и считают, что в жизни нужны перемены.
По этим причинам конфликт отцов и детей неизбежен, о чем и порассуждаем в сочинении на тему конфликт поколений.
Конфликт отцов и детей, конфликт поколений
Видео:Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать
Как мы уже сказали, конфликт поколений — это природный процесс, который неизбежен, а все потому, что время идет, общество развивается, и прогресс затрагивает все сферы жизни, заменяя старое новым.
Но старое поколение воспринимает перемены с трудом, всеми силами цепляясь за пережитки прошлого, в то время как их дети с легкостью могут отказаться от старых идей и принципов, умея замечать недостатки старой системы.
В итоге, отцы не готовы прощаться с привычными вещами, взглядами и идеями, а дети не желают мириться со стариками, считая некогда актуальные принципы пережитком прошлого. Вот и возникает проблема конфликта поколений, которую школьники пытаются раскрыть в итоговом сочинении ЕГЭ на тему конфликта поколений.
Вечен ли конфликт поколений?
Спросите, вечен ли конфликт поколений, и можно ли его избежать? Но, как невозможно остановить время, так и невозможно избежать конфликта между отцами и детьми.
И если сегодня дети следуют за прогрессом и убеждены, что будут демократичны по отношению к своим детям, то со временем они сталкиваются с трудностями непонимания. То, что понятно и привычно для них сейчас, будет не приемлемо для их детей.
Очень часто два разных поколения просто не слышат друг друга. Казалось бы, на дворе двадцать первый век, в обществе царит демократия, существует психология отношений, но ничего не меняется.
Как был конфликт поколений сто лет назад, так и в настоящее время отцы и дети не могут прийти к согласию. Это может означать лишь одно: проблема конфликта отцов и детей всегда актуальна, вечна, и неизбежна.
https://www.youtube.com/watch?v=jkj_jZatSCI
Почему возникает конфликт поколений? Почему он неизбежен? На эти вопросы неоднократно пытались ответить не только обычные люди, но и писатели, пытаясь показать к чему может привести размолвка поколений. Например Островский, в своем произведении Гроза показал, как деспотизм и консерватизм старшего поколения привели к застою в городе.
По этим причинам в округе царит невежество, ханжество и расслоение общества. Старые устои нуждаются в обновлении, и это понимает новое поколение. Впрочем, и сама Кабанова — представительница отцов, понимает, что старый мир рушится. Она хочет его сберечь, да не выходит.
Конфликт поколений приводит к тому, что Катерина решается на смерть, дочь Кабанихи Варвара уходит из дома, а Тихон, которого мать постоянно поучала, взбунтовался.
Извечное противостояние поколений показал и Грибоедов в комедии Горе от ума, где столкнулись век нынешний с веком минувшим. Так молодой Чацкий — образованный и умный представитель молодого поколения, выступающий за прогрессивное будущее был не понят фамусовским обществом.
Те были противниками прогресса, придерживаясь самодержавно—крепостной системы, подражая загранице, и склоняясь перед теми, кто был выше их по своему положению в обществе. Чацкий был убежден в обратном, и считал, что человек должен приносить своей стране пользу.
Век минувший был ему чужд, и несмотря на то, что в этот раз поколение детей проиграло битву, и Чацкому пришлось покинуть фамусовское общество, конфликт отцов и детей не завершился.
Прекрасно раскрыта проблема конфликта поколений и в произведении Тургенева Отцы и дети. Спор Базарова и Кирсанова показал разницу взглядов двух поколений, доказывая вечность проблемы взаимоотношений отцов и детей. И если Кирсанов считал Базарова выскочкой, то для Базарова Кирсанов был праздным, никчемным барином.
И если старое поколение состояло из приверженцев светских манер, праздной аристократичности, то новое поколение состояло из людей труда и дела, которые презирали чванство и ленивое проживание в своих усадьбах. Это было поколение нигилистов, для которых было непонятно увлечение Пушкиным и любовь к музыке.
Они хотят перемен, и не желают довольствоваться малым, в отличие от представителей старого, умирающего мира. А ведь если бы две стороны не были столь категоричны, шли на компромиссы, то союз двух поколений мог оказаться очень плодотворным.
Так, Базаров смог бы поучиться сдержанности у Кирсанова, а Кирсанов мог открыть для себя мир преобразований.
Как видим, отцы и дети никогда не смогут договориться и прийти к компромиссу, тем самым делая конфликт поколений вечным.
Аргументы ЕГЭ по теме «отцы и дети»
Важным этапом при подготовке к сдаче экзаменов является поиск аргументов к сочинению ЕГЭ. Рекомендуем заранее продумать примеры из художественных произведений на различные темы.
Одной из распространённых проблем в тексте на ЕГЭ по русскому языку является конфликт поколений.
В этой статье мы рассмотрим аргументы ЕГЭ «отцы и дети», которые можно привести на экзамене для подтверждения того или иного тезиса.
Примеры аргументов
Подходящие примеры можно найти во многих произведениях русской классической литературы. Отечественные писатели и поэты нередко обращались к проблеме отцов и детей в своих работах.
При подготовке аргументов советуем вспомнить не только романы, но и другие жанры:
- рассказы;
- повести;
- новеллы;
- стихотворения;
- поэмы;
- пьесы.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Когда Андрей Петрович Гринёв отправляет из дома 17-летнего сына Пётра, то даёт ему напутствие «Береги платье снову, а честь смолоду». Это яркий пример воспитания в ребёнке достоинства, передачи ему истинных ценностей и житейского опыта. Пётр прислушался к совету отца: герой всегда поступал по чести, был предан Родине и семье.
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Это произведение о важной роли родителей в жизни каждого человека, а также о заботе и внимании со стороны детей. Настя, дочь Катерины Петровны, – художник, работает в Ленинграде.
Она так увлеченно трудится, что совсем перестала навещать свою маму, живущую в Заборье. Дочь не поехала к ней даже после получения телеграммы об ухудшении состояния Катерины Петровны.
Когда же матери стало совсем плохо, Настя всё-таки приехала, но, к сожалению, слишком поздно. Героиня уже не застала самого близкого человека в живых.
А. Алексин «Раздел имущества»
Повесть показывает неблагодарное и эгоистичное отношение современного поколения к родителям. Анисия Ивановна приезжает к сыну и невестке для того, чтобы помочь выходить внучку Веру, нуждающуюся в опеке после родовой травмы.
Видео:"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разборСкачать
В итоге девочка сильно привязалась к бабушке, что не понравилось невестке.
Эта история закончилась печально: мама и папа девочки подали в суд на раздел имущества, Анисия Ивановна уехала обратно в деревню, а Вера перенесла тяжёлый приступ.
С. Есенин «Письмо матери»
Произведение напоминает, что мама – самый родной человек в нашей жизни. В стихотворении лирический герой обращается к своей маме и просит не тревожиться, обещает приехать весной. Поэт позиционирует себя как уставшего мужчину, а не ветреного юношу. В произведении говорится о желании отдохнуть от тоски мятежной. Спокойствие души можно обрести только в семейном кругу.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В произведении ярко представлен конфликт отцов и детей. Строгие правила казачьей семьи, непререкаемый авторитет и тирания Пантелея (глава семьи) делают несчастными всех и каждого.
Вспомним хотя бы насильственную женитьбу Григория на Наталье Коршуновой и наказание невестки Дарьи розгами за измену мужу.
После революции Пантелей теряет свою власть, а новое поколение получает больше свободы, оно выбирает свою дорогу и судьбу.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Данное произведение – классический пример столкновения двух поколений, отцов и детей. Старшее поколение представлено образами двух братьев – Николая и Павла Кирсановых.
А младшее – сыном Николая, Аркадием, и его другом – Базаровым.
Молодые люди являются сторонниками нигилизма, всё отрицают и бунтуют, старшее же поколение придерживается традиционных взглядов на жизнь, любит комфорт и классическую музыку.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Неправильный подход родителей к воспитанию может пагубно влиять на детей и их характер. Митрофан и его мать в произведении «Недоросль» – наглядное тому подтверждение. Простакова чрезмерно опекала сына, в итоге он вырос неблагодарным, злонравным и невежественным. Митрофан предал мать при первой же возможности.
А.Н. Островский «Гроза»
Драма «Гроза» – пример деспотичности родителей. Самодурство Кабанихи, стремящейся полностью контролировать жизнь собственного сына Тихона, дочери Варвары и невестки Катерины, приводит к трагедии. В финале произведения даже безропотный сын восстаёт против матери, поломавшей ему жизнь.
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
В этом произведении ярко представлен образ безграничной и безусловной любви родителей к детям. Вырин обожает свою дочь, которую обманом увозит гусар Минский. Безутешный отец едет в Петербург и видит, что разодетая дочь стыдится его, а зять выставляет из дома. Старик не может пережить горя и умирает.
Приведённые аргументы к сочинению ЕГЭ помогут с разных сторон осветить вечные вопросы взаимоотношения поколений. «Отцы и дети» – это тема, которая всегда будет волновать старшеклассников и давать им пищу для размышлений. При написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку нужно уметь подкрепить свою точку зрения примерами из книг школьной программы.
Аргументы к сочинению Отцы и дети: направление проблемы в итоговом сочинении по литературе в 2020 году и произведения для аргументации
Со времени появления романа И.С. Тургенева любой конфликт поколений в России стали называть конфликтом отцов и детей.
Роман о том времени, когда «обдумывались и решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ.
Аргументы к сочинению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей.
Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.
https://www.youtube.com/watch?v=ynTJn4ikFEA
Вместе с горьким и униженным настоящим она отрицала всё то, чем восхищалась в прошлом: искусство, эстетику, религию…
«Отрицание прежнего» из моды стало лозунгом эпохи. Тургенев дал этому явлению название — нигилизм. Нигилизм вошёл в русский язык вместе с первым нигилистом, главным героем романа «Отцы и дети» Евгением Базаровым.
Базаров проповедует материалистическое мировоззрение, отрицает мораль, дворянскую культуру, идеалистическую философию. искусство, религию.
Главным оппонентом Базарова (представителя «детей») становится дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов (представитель»отцов»). Взгляды Базарова оказываются сильным шоком для поколения «отцов». Они не могут победить Базарова доказательной логикой, превосходством в знаниях. Однако они берут не умением, а числом: их много, а Базаров одинок.
По сути все Кирсановы — «отцы», их целый клан, в борьбе с которым одиночка Базаров обречён. В людях из народа Базаров тоже не видит помощников. Мужик пока ещё слишком тёмен: его не понять, да и сам он себя не понимает. А Базаров для него — ещё один барин, да ещё и с причудами: лягушек, например, режет…
Историческая обречённость Базарова, в которой был убеждён Тургенев, повлекла за собой
неожиданную и нелепую гибель героя.
Проблема отцов и детей (в прямом значении этого выражения).
Евгений Базаров не ценит любовь родителей. Матушка даже побаивается его серьёзности, а отец после разговоров с сыном испытывает свою несостоятельность, отсталость, ненужность. Базаров не стыдится того, что его дед землю пахал. Отец гордится достижениями сына. Они с матерью любят сына, однако душевного отклика не получают.
Видео:"Гроза" / Краткое содержание и разборСкачать
Базаров борется со своими чувствами (таков его жизненный принцип — поступать всегда рационально), отрицает всякую привязанность, любовь, главное для него — «не рассыропиться».
Проблема испытания героя любовью.
«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»
Его неприличное ухаживание за Фенечкой закончилось дуэлью с Павлом Петровичем. Не могла заинтересовать Базарова и эмансипированная женщина Авдотья Кукшина. Зато Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. «В разговорах с ней он ещё больше прежнего высказывал своё презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в себе».
Одинцова позволила Базарову открыть нечто новое в самом себе, новые чувства, новое отношение к женщине. Их союзу не суждено было состояться, но самой своей влюблённостью Базаров был реабилитирован в глазах Тургенева! Его Базаров вовсе не был циничным декламатором необычных идей: у него была душа, он наполнен любви, он показан человеком, достойным самых высоких чувств.
Аргументы по направлению «Отцы и дети»
Сборник аргументов из литературы по направлению «Отцы и дети» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.
Тезисы по направлению «Отцы и дети»
- Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
- Советы родителей очень много значат для детей
- По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
- Не заботиться о своих родителях – значит предать их
- Не всегда родители несут добро своим детям
- Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
- Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
- Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал
И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты увлечены нигилизмом.
https://www.youtube.com/watch?v=OlmUrlbGYKI
Представители старшего поколения остаются верны общепринятым нравам. Конфликт взглядов завершается дуэлью между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Аркадий отказывается от нигилистических учений Базарова, заводит собственную семью и возвращается в имение отца.
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
Своих сыновей, Остапа и Андрия, вернувшихся с учебы в Киеве, отец Тарас Бульба видит в будущем настоящими запорожскими казаками и везет их в сечь. Оттуда они отправляются на войну с поляками, где отличаются удалью и отважностью.
Тарас гордится сыновьями и пророчит им успешное будущее атаманов. Но Андрий, в отличие от Остапа, не оправдывает надежд (влюбляется в полячку), и отец убивает его за предательство. Остап самоотверженно сражается в бою с поляками и попадает в плен, где после публично казнен на глазах отца.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
Противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» проявилось в резкой противоположности ценностей и идеалов двух поколений.
На смену фамусовскому обществу с его привычкой унижаться перед власть имущими ради получения выгод, с его пренебрежением к истинному образованию, с его поклонением перед западом и духовной пустотой приходит новая эпоха, представителем которой является Чацкий. Эта эпоха несет в себе другие идеалы: отвергаются бесчеловечные принципы крепостного права, ценится «служение делу, а не лицам», высшей ценностью признаются наука и искусство.
Таким образом, мы видим, что конфликт «отцов» и «детей» неизбежен, потому что на разные поколения оказывают влияние конкретные исторические события, поэтому формируются часто противоположные жизненные взгляды у, казалось бы, близких людей.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Отправляя в Оренбург на службу сына Петра, Андрей Петрович Гринев дает напутствие 17-летнему юноше: «Береги платье снову, а честь смолоду».
Молодой человек делает эти слова своим главным жизненным ориентиром и даже в грозящих ему смертью ситуациях не теряет своего достоинства. Петру по-настоящему важно оставаться честным человеком перед отцом и Родиной. Это пример воспитания, когда детям передаются истинные ценности.
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Повесть о беззаветной любви родителей к детям. Станционный смотритель Вырин души не чаял в единственной дочери-красавице Дуне, которую обманом увез молодой гусар Минский. Старик пошел за дочерью в Петербург, но встреча его сильно огорчила.
Богато разодетая дочь, увидев своего отца, упала в обморок, а зять вытолкал его за порог. Вернувшись домой, старик от тоски скоропостижно умер. Позже рассказчику стало известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя.
К. Г. Паустовский. «Телеграмма»
Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в Союзе художников в Ленинграде и годами не приезжала навестить мать в село Заборье. Даже когда женщина написала, что в последнее время ослабла и не доживет до весны, Настя предпочла участвовать в организации выставки картин и не отвечать на письмо.
Только после получения телеграммы с сообщением о тяжелом состоянии матери, Настя задумалась от том, что Катерина Петровна – единственная, кто ее искренне любит, и отправилась в Заборье. Живой родного человека она не застала, о чем потом горько сожалела.
С. А. Есенин. «Письмо матери»
В стихотворении поэт обращается к матери и просит ее не тревожится о нем, не верить слухам и обещает по весне вернуться в родной дом.
И в то же время напоминает, что он уже не тот мальчишка, которого нужно учить, а уставший мужчина, желающий отдохнуть от тоски мятежной в обществе самого родного и близкого человека. Несмотря на различность взглядов на жизнь, мать все же остается для поэта единственной душевной отрадой.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Произведение демонстрирует, что во взглядах чаще всего дети наследуют своих родителей. Старшее и младшее поколение Ростовых воплощают лучшие черты дворянства: духовную щедрость, открытость, нравственность.
Честность, благородство, образованность прослеживается в трех поколениях Болконских, начиная со старого князя Николая Андреевича и до его внука Николеньки. Курагины же (князь Василий, его сын Анатоль и дочь Элен) показываются как подлые, низкие и алчные люди.
А. Н. Островский «Гроза»
Властная вдова Кабаниха держит свою семью очень строго, вмешивается в супружескую жизнь сына Тихона и невестки Катерины, пытается контролировать дочь Варвару. Сын безропотно подчиняется матери, унижая себя и жену.
https://www.youtube.com/watch?v=hSIRp23yuLg
Ситуация накаляется до предела, когда утомленная нравоучениями и упреками Катерина изменяет Тихону с приезжим молодым человеком Борисом. Девушка не видит иного выхода, как покончить с собой. После чего Тихон наконец решается «восстать» против деспотичной матери.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Митрофан Простаков такой же злонравный и невежественный, как его деспотичная мать, госпожа Простакова. Абсолютной противоположностью выступает сирота Софья, которую из корыстных побуждений приютили Простаковы.
Видео:Краткое содержание - ГрозаСкачать
Девушка образованная, вежливая, имеет высокие моральные принципы, как и ее родной дядя Стародум. В пьесе четко прослеживается влияние родительского воспитания на поведение детей. Чрезмерная опека Простаковой над сыном выливается в то, что Митрофан с легкостью соглашается покинуть дом и уйти служить.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
Юный Мцыри бунтует против предстоящего ему пострига в монахи, поскольку не выбирал для себя этот путь, и видит свою жизнь совсем иначе в родных краях на Кавказе.
Он решается на побег, но тот длится всего 3 дня, после чего юношу находят монахи и забирают обратно в монастырь. Мцыри, так и не увидев родные земли, умирает от болезни, которая стала следствием сражения с барсом в лесу. В поэме прослеживается бунт молодого поколения против привычных устоев общества, созданных их отцами.
М. Цветаева «Бабушке»
Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот, поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.
Н. В. Гоголь «Мертвые души»
Пагубное влияние родителей на детей прослеживается в характере Чичикова, который с рождения был приучен его отцом ко лжи, лицемерию и продажности. Даже товарищ называл его «христопродавец», потому что тот за определенную цену мог продать любого.
Конфликт поколений в драме Островского «Гроза» (Гроза Островский А. Н.)
Актуальной во все времена была и остаётся тема отцов и детей. В «Грозе» Островского проблема взаимоотношений между старшим и младшим поколением демонстрируется максимально наглядно.
Некий барьер не позволяет людям понять интересы и чувства друг друга.
Автор акцентирует внимание на том, к каким серьёзным и непоправимым последствиям порой может привести недопонимание между родителями и детьми.
Лекция: Конфликт отцов и детей в драматургии Островского
В «Грозе» соединились и получили новую жизнь многие важнейшие мотивы творчества драматурга.
Противопоставив «горячее сердце» — молодую, отважную и бескомпромиссную в своих требованиях героиню — «косности и онемелости» старшего поколения, писатель шел по пути, началом которого были его ранние очерки и на котором он и после «Грозы» находил новые, бесконечно богатые источники захватывающего, жгучего драматизма и «крупного» комизма. В качестве защитников двух основных принципов (принципа развития и принципа косности) Островский вывел героев разного склада характера. Нередко считают, что «рационализм», рассудочность Кабанихи противопоставлены стихийности, эмоциональности Катерины. Но рядом с рассудительной «охранительницей» Марфой Кабановой Островский поставил ее единомышленника — «безобразного» в своей эмоциональной неуемности Савела Дикого, а выраженную в эмоциональном порыве устремленность в неизведанное, жажду счастья Катерины «дополнил» жаждой познания, мудрым рационализмом Кулигина.
В «Грозе» Островский сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох).
К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни.
Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры).
Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к.
по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.
https://www.youtube.com/watch?v=rzd-zFsQgEQ
Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду.
Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон.
Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.
Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч».
Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.
В пьесе Островского начала 70-х гг. «Лес» уже и купец старшего поколения будет упорно стоять на позициях формальной чести, прекрасно совмещая претензии на неограниченную патриархальную власть над домашними с представлением о законах и правилах торговли как основе поведения, т. е. о «чести , — говорит о себе купец Восмибратов (6,
507
53). Сталкивая наивно бесчестного Большова и формально честного Подхалюзина, Островский не подсказывал зрителю этического решения, но ставил перед ним вопрос о нравственном состоянии современного общества.
Он показывал обреченность старых форм жизни и опасность того нового, что стихийно вырастает из этих старых форм.
Выраженная через семейный конфликт социальная коллизия в его пьесе по существу носила исторический характер, а дидактический аспект его произведения был сложен и неоднозначен.
45. Своеобразие конфликта в драме Островского «Гроза»
Кулигин – если бы пьеса была классицистической, он был бы резонёром, авторским рупором, самым разумным героем.
Видео:Краткое содержание - Отцы и детиСкачать
Вместо бывшего «резонёра» Острвоский ставит полубезумца, пророка, предвещающего новые Содом и Гоморру. Он живописует «жестокие нравы» в стилистике апокрифа, исследователи не раз отмечали, что неясно по синтаксическим конструкциям – это взяточники-чиновники или сами бесы «руками плещут», «водят», «волочат».
Великая драма – это всегда мистерия, разворачивающаяся и на небе, и на земле.
О разного рода небесных знамениях упоминается чуть не на каждой странице. И Кулигин с кометой и северным сиянием, и Феклуша.
Авторская ирония: Феклуша уверяет, что «время-то в умаление стало приходить», а Кулигин хочет строить громоотводы и солнечные часы. Это две крайности: вера в нелепость вера в спасение мира научными теориями.
Видео
И.С. Тургенев для Итогового сочинения. Отцы и дети. Универсальное произведение для всех направлений!Скачать
"Отцы и дети" на 14/14 баллов за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать
Разбор демоверсии 2024 | Литература | PARTAСкачать
Конфликт старого и нового в пьесе «Гроза» А. ОстровскогоСкачать
А.Н. Островский «Гроза». Смысл названия и критика. Видеоурок 16. Литература 10 классСкачать
Проблематика пьесы А.Н. Островского "Гроза"Скачать
Отцы и дети | Краткий пересказСкачать
Гроза. Краткое содержаниеСкачать
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2022-2023 | “Маленький принц” | Универсальный аргумент за 15 минутСкачать
А.Н. Островский «Гроза» (краткий и полный варианты сочинений) | Лекция №48Скачать
Мультиратура - Гроза (Островский)Скачать
А.Н. Островский "Гроза" | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2020 | Онлайн-школа СОТКАСкачать
Смысл пьесы "Гроза" - ОстровскогоСкачать
Образ Катерины в пьесе «Гроза» А. ОстровскогоСкачать