Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров — представитель демократической молодёжи. Это неоднозначный образ, поэтому трудно дать объективную характеристику Базарова. Мнения о нём и у читателей, и у литературных критиков могут быть различными.
В статье представлены положительные и отрицательные черты главного героя романа, отношение его к жизни, обществу, народу, любви, другим персонажам романа.
- Внешность, характеристика речи
- Происхождение, воспитание, образование
- Отношение к жизни, обществу, народу
- Отношение к любви
- Положительные и отрицательные черты Базарова
- Отношение к Базарову других персонажей
- Оценка Базарова автором, современниками и литературными критиками
- Заключение
- Образование и воспитание Базарова в романе
- Родители Базарова
- Взаимоотношения между родителями и Базаровым
- Образование Базарова
- Взгляды на общественное устройство
- Быть или казаться?
- Отцы и дети: образование и воспитание Базарова
- Образ Базарова в романе «Отцы и дети» описание внешности, характер, происхождение, воспитание
- Характеристика Базарова
- Происхождение Евгения Васильевича
- Родители
- Воспитание и образование
- Внешность героя
- Нигилизм Базарова
- Взгляды на жизнь
- Отношение к родителям
- Отношение к аристократии
- Отношение к искусству
- Цитаты Базарова о любви
- Как автор относится к Базарову
- Евгений Базаров
- Описание героя
- Роль героя в произведении
- Развитие героя по мере сюжета
- Отношение автора к герою
- Прототипы
- Экранизации героя
- Литература
- 💥 Видео
Внешность, характеристика речи
Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Это молодой человек высокого роста с худым, длинным лицом. Лоб у него был широкий, глаза большие, зеленоватые, губы тонкие, на щеках — бакенбарды песочного цвета. Густые и длинные тёмно-белокурые волосы не скрывали больших выпуклостей черепа. Лицо его выражало ум и самоуверенность.
Говорил он «ленивым, но мужественным голосом». Павлу Петровичу не нравилось, что Базаров отвечал неохотно, отрывисто, дерзко, «и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Речи его были немногосложны и отрывочны. Когда он общался с Павлом Петровичем, то неохотно отвечал на его вопросы.
Базаров презирал чувствительные речи, просил Аркадия не говорить красиво.
Происхождение, воспитание, образование
Базаров был внуком дьячка, сыном отставного армейского хирурга и небогатой дворянки. Родители его — религиозные люди, очень любящие сына. В отличие от них, Евгений отрёкся от веры, и этим очень огорчил их, особенно мать.
Он был убеждён, что человек должен сам себя воспитывать. И Евгений действительно воспитал себя сам, переняв от родителей только то, что считал полезным (например, как и отец, он был трудолюбив, деятелен).
Родители старались дать сыну хорошее образование. Он учился в университете, изучал естественные науки и хотел в будущем году держать экзамен на доктора.
Отношение к жизни, обществу, народу
Базаров — деятельный человек. Он презирает людей, ведущих праздный образ жизни.
Приоритет для него — польза, а не красота. Он считает, что время романтизма прошло, настал век людей, делающих реальные полезные дела, а не витающих в облаках. В его глазах романтики, особенно пожилые, смешны.
По его мнению, то, что Николай Петрович играет на виолончели и читает Пушкина — «это никуда не годится».
Он советует Аркадию, чтобы дал отцу почитать что-нибудь дельное, например, книгу философа-материалиста Бюхнера «Материя и сила».
Базаров не признаёт авторитеты и старые истины. Он считает, что уже невозможен ремонт старого здания жизни, что нужно сначала «место расчистить», а потом строить новую жизнь.
Сам Евгений время не проводит праздно, он деятелен, не терпит прогулок без цели, если гуляет, то только для того, чтобы собирать насекомых и травы для изучения. По его мнению, природа — мастерская, а не храм, «и человек в ней работник».
Павлу Петровичу, рассуждающему о значении чувства собственного достоинства аристократов, Базаров говорит, что аристократы уважают себя, но от этого нет никакой пользы для общественного блага.
Аркадия, как и его отца, Николая Петровича, он считает робким человеком с нежной душой, либеральным «баричем», способным только красиво говорить.
Одинцову Евгений считал умной женщиной с чувством собственного достоинства. Но ему не нравилась в ней излишняя любовь к комфорту, порядку, размеренности ежедневной жизни. Хотя в разговорах с Одинцовой он выказывал презрение к романтикам, но понимал, что сам относится к ней, как романтик, и это вызывало в нём негодование.
Сестру Одинцовой Катю он считал умной девушкой, которая и за себя постоит, и Аркадия «в руки заберёт».
К Ситникову и Кукшиной Базаров относился пренебрежительно, чувствуя, что их увлечение нигилизмом поверхностно.
Родителей своих Евгений любил, но ему было скучно с ними, они были ему неинтересны. Когда Аркадий сказал своему другу, что мать его умная женщина, тот удивился, так как сам он не знал о чём с ней говорить.
Отношение к любви
Любовь, по мнению Базарова — это романтизм и чепуха, напускное чувство. Он считает, что не стоит свою жизнь посвящать любви к женщине, как это сделал Павел Петрович.
https://www.youtube.com/watch?v=WUS-ed3ZZL8
Но жизнь показал несостоятельность таких убеждений — Базаров полюбил Одинцову. Он сердился на себя, считал, что сможет волевым усилием победить это чувство. Но перед своей смертью Евгений понял, что жизнь сильнее теории.
Положительные и отрицательные черты Базарова
К положительным чертам Базарова можно отнести его презрение к болтовне, праздности и паразитическому образу жизни. Он деятелен, трудолюбив, интересуется наукой, не зазнаётся, общаясь со слугами и мужиками.
Бескомпромиссность, пренебрежение к романтизму (к которому он относит не только любовь, искусство, поэзию, но и философию) — это, скорее всего, отрицательные черты Базарова.
Со своим нигилизмом, отрицанием авторитетов, искусства, любви он является циничным разрушителем самой жизни (смерть Базарова — символ этого разрушения).
Отношение к Базарову других персонажей
К Базарову люди относятся по-разному.
Отец боготворит его, мать очень любит и немножко побаивается.
Простые люди (Фенечка, слуги, дворовые мальчишки) испытывали к Евгению доверие и симпатию.
Но мужики, когда он разговаривал с ними, говорили с ним снисходительно, считая, что ему просто хочется «язык почесать», поболтать. Они считали, что Базаров ничего не понимает в их жизни, так как видели в нём барина. В споре с Павлом Петровичем Евгений хвастался, что умеет говорить с мужиками, не подозревая, что в их глазах он был вроде шута горохового.
Аркадий очень уважал Базарова, ценил его дружбу, разделял убеждения.
Николай Петрович считал Базарова умным, знающим человеком, а Павел Петрович — дерзким, самолюбивым циником и гордецом.
Одинцовой Евгений был интересен, этот странный человек поразил её воображение, с ним она охотно разговаривала.
Кате Базаров не нравился, она видела, что он чужой и для неё, и для Аркадия и была рада, когда Аркадий начал освобождаться от его влияния.
Интересно, как оценивает Базаров сам себя. Он говорит Аркадию, что придерживается нигилизма в силу ощущения: «Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен».
Оценка Базарова автором, современниками и литературными критиками
Как оценивал Тургенев главного героя романа «Отцы и дети»? Точного ответа на этот вопрос нет, так как у каждого читателя на этот счёт может быть своё мнение.
Возможно, писатель не симпатизировал ему, так как показал Базарова циником, не имеющим настоящих единомышленников.
Одни современники Тургенева обвиняли его в том, что образ Базарова — это карикатура на передовую молодёжь, а другие — что это пропаганда нигилизма.
Литературные критики по-разному относились и сейчас относятся к главному герою романа «Отцы и дети». Д. И. Писарев рассматривал его как типичное явление и писал, что «у Базаровых есть и знание и воля». Н. Н. Страхов считал, что Базаров — это образ человека, который жаждет борьбы и в котором выразились противоречия человеческого духа.
Заключение
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» показал главного героя как непокорного человека, который до конца жизни не изменил своим главным убеждениям. Характеристика Базарова, представленная в этой статье, будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.
Видео:БАЗАРОВ — характеристика образа главного героя романа Тургенева «Отцы и дети»Скачать
Образование и воспитание Базарова в романе
Евгений Базаров – главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Его по праву можно считать неординарной, выдающейся личностью с трагической судьбой.
Образ Базарова в романе представлен автором очень ярко, мы словно видим перед собой этого могучего, смелого, прямолинейного человека с большими красными руками. К сожалению, жизнь героя оказалась слишком коротка для его полной самореализации.
Для того чтобы оценить масштаб личности этого персонажа, попробуем вспомнить, каким было его образование, воспитание, как все это могло отразиться на его характере.
Родители Базарова
Евгений Базаров — сын уездного лекаря и дворянки. Его родители Василий Иванович и Арина Власьевна любят сына, да и Евгений, хоть и ведет себя сдержанно, даже сурово, испытывает к ним самые нежные чувства.
Именно они были теми, кто осуществлял воспитание Базарова.
В романе «Отцы и дети» о родителях сказано совсем немного, однако этого достаточно, чтобы понять, насколько Евгений дорог им, чего только стоит сцена их встречи.
https://www.youtube.com/watch?v=mIgQLyiAU3E
Отец Базарова очень старается выглядеть в глазах сына современным, он боится показаться ему скучным во время их встречи, которая произошла после трех лет разлуки. Дело Василия Ивановича, видимо, помогло определиться молодому человеку в жизни, он тоже стал врачом.
Как бы сын ни относился к отцу, именно он был тем, кто осуществлял воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» Евгений – сторонник того, чтобы заниматься делом, которое обязательно должно быть полезным.
Как бы ни показывал сын пренебрежение к этому родному человеку, Василий Иванович в его глазах был тем, кто действительно приносит пользу.
Мать Базарова, Арина Васильевна — дворянка по происхождению. Она суетлива, малообразованна, старомодна, сильно верит в Бога. Арина Власьевна, несомненно, также внесла свой вклад в воспитание Базарова.
В романе «Отцы и дети» говорится, что такая женщина должна была родиться примерно двести лет назад. Она, безусловно, очень заботилась о сыне, он с детства видел ее бесконечную любовь.
Именно благодаря Арине Васильевне Базаров смог стать таким сильным и уверенным в себе человеком.
Взаимоотношения между родителями и Базаровым
Сказанного выше вполне достаточно, чтобы понять, как родители относятся к Евгению. Он – их единственный сын. Глава, в которой Евгений приезжает в отчий дом, просто переполнена родительской любовью. Они так рады, так волнуются, так стараются угодить! Арина Васильевна хочет спросить, надолго ли он приехал, но боится прогневить любимого сына. Евгений – смысл жизни этих пожилых людей.
Как же относится к ним Евгений? В глубине души он, безусловно, любящий сын, хотя на первый взгляд кажется, что он не ценит их нежную заботу, даже как будто пренебрегает.
Эти сердечные люди знают Евгения с младенчества, ведь они осуществляли воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» есть фраза, которую Евгений говорит о родителях: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать».
Это он сказал Одинцовой перед смертью. Такое получил Базаров воспитание.
Цитаты, способной ярче показать истинное отношение героя к родителям, найти нельзя. Отцовские и материнские заботы не прошли даром. Кажущееся пренебрежение, раздражение – это прежде всего некоторая зависть и злость на себя.
У Базарова нет человека, который мог бы заполнить все его мысли, нет и дела, которое могло бы поглотить полностью его недюжинный ум. Жизнь Евгения не наполнена смыслом так, как жизнь его родителей, которые внешне заняты разными мелкими заботами.
Им не нужно искать великие дела, ведь у них есть смысл жизни, это их любимый сын.
Образование Базарова
Образование и воспитание Базарова с очень раннего возраста становится его собственной заботой. Он стремится к развитию. Евгений, как известно, не был сыном богатых родителей, поэтому зарабатывает на образование сам. Профессия врача, безусловно, увлекает Базарова. Он любит трудиться, не терпит праздности. Смысл человеческой жизни, по его мнению, — приносить пользу.
Взгляды на общественное устройство
«Неблагородное» происхождение Базарова (он разночинец) показывает, что значение дворянства в общественной жизни отходит на второй план. Аристократы, по мнению главного героя, не способны к действию. Автор произведения признается, что в своем романе он хотел подчеркнуть несостоятельность дворянства.
Базаров глубоко разделяет идеи нигилизма. Он отрицает общественные устои, ценности, достижения культуры. Он не ценит красоту природы.
Быть или казаться?
Как часто мы пытаемся казаться не такими, какие мы есть на самом деле. Нам кажется, что так мы будем лучше, привлекательнее.
Базаров в глубине души – добрый и чуткий человек. Возможно, с возрастом он стал бы похож на своего заботливого отца, Василия Ивановича.
Увлекшись идеями нигилизма, Базаров надевает на себя маску циника. Он отвергает все, что не приносит практической пользы.
Однако жизнь поразительным образом заставляет человека увидеть в себе те качества, которые он старается спрятать от себя и других. Отрицая любовь, Евгений тем не менее обнаруживает в себе сильное чувство к Анне Одинцовой.
Стараясь избегать родителей, Базаров приходит к пониманию, что они – самые лучшие люди на Земле.
https://www.youtube.com/watch?v=9fE_ddPUP-I
Роман заканчивается смертью главного героя. Принципы, по которым он жил, оказались несостоятельными, а новые идеалы так и не появились.
По замечанию автора, дальнейшее существование Базарова было невозможно, потому что он отрицал общечеловеческие ценности, которые позволяют нам жить.
Видео:Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать
Отцы и дети: образование и воспитание Базарова
Евгений Базаров – главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Его по праву можно считать неординарной, выдающейся личностью с трагической судьбой.
Образ Базарова в романе представлен автором очень ярко, мы словно видим перед собой этого могучего, смелого, прямолинейного человека с большими красными руками. К сожалению, жизнь героя оказалась слишком коротка для его полной самореализации.
Для того чтобы оценить масштаб личности этого персонажа, попробуем вспомнить, каким было его образование, воспитание, как все это могло отразиться на его характере.
Видео:"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разборСкачать
Образ Базарова в романе «Отцы и дети» описание внешности, характер, происхождение, воспитание
Поворотным событием для истории России второй половины XIX века стала отмена крепостного права (1861). Принятие реформы было опасным, но нужным решением императора Александра II.
Страна разделилась на два условных лагеря: консерваторов-крепостников и западников, представителей либеральных взглядов.
И. С. Тургенев предугадал наступление переломного момента и запечатлел его на страницах своего романа (1862). События книги разворачиваются незадолго до реформы, в 1859 году, демонстрируя ранее невиданный образ – образ Базарова в романе «Отцы и дети».
Новый герой вызвал у публики противоречивые эмоции. Споры об «Отцах и детях» не утихали и среди критиков. М. А. Антонович назвал Базарова «Асмодеем нашего времени» (1862). В своем сочинении с одноименным названием он упрекнул автора в том, что тот оставил свои идеалы и осмеял новое поколение.
М. Н. Катков, напротив, обвиняет писателя в преувеличении достоинств Базарова. Иного мнения придерживался публицист-революционер А. И. Герцен: «Ты (Тургенев) хотел выпороть детей, но выпорол отцов». Д .И. Писарев пытается приблизиться к истинно верному пониманию замысла и темы автора в критическом сочинении «Базаров» (1862).
В главном герое критик отмечает качества, присущие истинному революционеру, которой может положительно повлиять на судьбу своей страны, сдвинуть ее с места.
Характеристика Базарова
Летом 1859 года к помещику Николаю Петровичу Кирсанову в поместье приезжает его сын, Аркадий Николаевич Кирсанов, со своим другом и идейным вдохновителем Евгением Васильевичем Базаровым.
С первых страниц романа читатель улавливает неординарность героя, его мощь и смекалку. Базаров – яркий образ представителя нового поколения, сложенный из мелких деталей, рассыпанных автором на страницах произведения.
Происхождение Евгения Васильевича
Тургенев выводит на первый план героя недворянского происхождения. Базаров – выходец из бедной крестьянской семьи, сын уездного лекаря. О своем происхождении он с торжеством говорит, что его дед был крестьянином и пахал землю.
Он сознательно умалчивает о биографии деда по материнской линии, тем самым подчеркивая отсутствие преклонения перед дворянским сословием.
В своей жизни Базаров всего достиг упорным трудом, у своей семьи он никогда не просил взаймы.
Родители
Василий Иванович Базаров – бывший военный лекарь, простой и открытый человек. Находясь в отставке, он продолжает врачевать, не взимая за это никакой платы. О себе отец Базарова говорит прямо, что он сын обычного штаб-лекаря, подчеркивает недворянское происхождение (называет себя плебеем).
Арина Власьевна – потомственная дворянка, дочь секунд-майора Василия. Правда после замужества она располнела и совершенно позабыла прежнюю жизнь.
Базаров для своих родителей предмет гордости, они несколько даже побаиваются своего сына (мать страшится «как бы не надоесть»), своих высказываний при нем («а вдруг ему не понравится»), проявления своей родительской любви («он этого не любит»).
Евгений Васильевич – любимый и единственный сын. После смерти «Енюшеньки» (так звали Базарова родители) старики скорбно доживают свой век, навещая могилу сына.
Воспитание и образование
Базаров – человек, который сделал себя сам. Он стремится к саморазвитию, самообразованию. Родители героя не были богатыми людьми, поэтому на образование Базаров зарабатывал самостоятельно.
https://www.youtube.com/watch?v=NYlByqe7yys
Своей профессиональной стезей герой выбирает медицину. Базаров, как и его отец, лечит крестьян окрестных деревень. Смерть героя трагична, он умирает в возрасте 30 лет в тяжелой горячке от заражения крови (заразился Базаров на рабочем месте при вскрытии).
Внешность героя
Интересен портрет главного героя. Евгений Васильевич отнюдь не красавец: худое лицо, широкий лоб, кверху плоский, книзу заостренный нос, большие глаза, висячие бакенбарды. Красные руки Базарова характеризуют его как рабочего человека, которому свойственен тяжелый труд.
Описывая своего героя, Тургенев отмечает, что тот не был модно одет – носил длинный балахон с кистями. Внешний вид для героя не главное, это лишь оболочка, за которой прячется ум.
Стоит обратить внимание на речь и лексику героя. Базаров немногословен, он говорит кратко и по делу, подчеркивая свою решительность и уверенность. В своей речи он использует различные термины, что подтверждает его увлечения естественными науками. Лексика героя оценочна и народна: «тертый калач», «славный малый».
Нигилизм Базарова
Нигилист – человек, отрицающий приоритеты. Базарову приятно отрицать, ему несвойственен демократизм суждений.
Базаров – эмпирик, он признает только то, что можно засвидетельствовать с помощью органов чувств. Все чувства он рассматривает с позиции бытового применения: любовь, поэзия, искусство – все это не имеет ценности, если оно не пригодно в использовании.
Взгляды на жизнь
Отношение к жизни складывается из отношений к окружающим, к труду, к самому себе.
Отношение к родителям
Мать для Базарова всего лишь домохозяйка. Он иронично относится к ее наивной простоте, набожности. Она не может быть достойным собеседником для него. Он даже не знает, о чем можно поговорить с тем, кто за свою жизнь прочел лишь одну книгу, и то не ученый труд, а какой-то сентиментальный роман.
Отца Базаров упрекает в том, что тот придерживается традиционных способов врачевания, уповая на Божью помощь.
Несмотря на расхождение в мировоззрении, Базаров любит своих родителей, но, в отличие от них, не говорит об этом открыто, скрывая свои эмоции под маской нигилистических убеждений.
Его чувства раскрываются в период болезни. Одинцовой он открыто говорит, как любит своих старичков, что таких светлых, как они, больше нигде не найдешь.
Отношение к аристократии
Для Евгения Васильевича аристократия – бесполезный слой общества. Герой не разделяет вдохновленного отношения Павла Петровича Кирсанова к дворянству (спор за обеденным столом, ироничное поведение в гостях).
По мнению Базарова, дворяне не приносят пользы государству, а лишь кичатся регалиями своих предков. Основным занятием аристократов Базаров называет безделье и пустословие.
Отношение к искусству
Искусство для Базарова – пустое несерьезное занятие, в нем он не видит практической значимости. Примеры, подтверждающие суждения героя, представлены в таблице:
Базаров не видит в искусстве ни плюсы, ни минусы. Однако стоит учесть, что поэзия, живопись и музыка воспитывают эстетические качества человека, развивая его как личность.
Цитаты Базарова о любви
Отношение Базарова к любви можно разделить на два этапа: до влюбленности в Одинцову и после. Невлюбленный Базаров относился к женщине, как к «бабенке», которой нетрудно овладеть.
Красота воспринимается Базаровым грубо, и сама Одинцова кажется герою экспонатом анатомического театра.
Однако любовь меняет героя. В горячке он особенно остро ощущает страстное чувство – что он влюбился в Анну Сергеевну Одинцову.
Как автор относится к Базарову
И. С. Тургенев не раз заявлял, что Базаров – не своевременный герой, он стоит на пороге будущего. Писатель не разделял нигилистические взгляды своего героя, и, чтобы погрузиться в сознание создаваемого героя, некоторое время вел от его лица дневник.
https://www.youtube.com/watch?v=rLxzsfo2T7U
Автор кратко и открыто говорил, что «хотел сделать из него (Базарова) лицо трагическое», что задумывал сделать героя диким, близким всем своим нутром к природе.
Видео:Объяснение Базарова с Одинцовой ("Отцы и дети", фильм 1983)Скачать
Евгений Базаров
Кадр из х/ф «Отцы и дети». Базаров — актер В. Авдюшко
Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века.
В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.
», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.
Описание героя
Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник.
Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».
Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.
Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна».
Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению.
Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь».
Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.
По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».
В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу.
Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших».
В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».
Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие.
Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе.
У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность».
Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.
https://www.youtube.com/watch?v=9Igleq8R184
Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».
У нигилиста Базарова есть своя жизненная установка: «в теперешнее время полезнее всего отрицать».
Таким образом, он не принимает ничего: ни государственный строй, ни религию, ни искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; ни любовь: «это все романтизм, чепуха, гниль»; ни семью в ее старинном патриархальном понимании: «вы, чай, слыхали о снохачах?» Но и созидать что-либо новое Базаров также не спешит: «сначала надо место расчистить». Тот нигилизм, который он проповедует, отрицая все ценности и авторитеты, превращает его самого в разрушителя собственной жизни. Символом этого разрушения становится его преждевременная смерть, которую он также приблизил собственными руками, случайно порезавшись на вскрытии.
Роль героя в произведении
При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».
Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.
Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа.
Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное.
Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.
Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.
Развитие героя по мере сюжета
Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения.
Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой.
Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.
Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.
Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим.
Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир».
Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры.
«Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.
https://www.youtube.com/watch?v=LwfpQvaxjz8
Итог жизни Базарова трагичен. Он умирает молодым, полным сил и одиноким. Закон смерти не может опровергнуть даже нигилист: «Попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». Перед смертью раскрывается подлинная сущность личности Базарова.
Он словно сбрасывает уже ненужную ему маску нигилиста и циника, и вдруг оказывается, что он преданно и нежно относится к своим родителям, страдает от неразделенной любви и одиночества, сожалеет о напрасно прожитой жизни.
Только перед лицом смерти Базаров начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.
Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.
Отношение автора к герою
Авторское отношение к Базарову нельзя назвать однозначным. Оно меняется по мере развития сюжета и претерпевает большие изменения от полного неприятия до сочувствия. Когда Тургенев задумывал своего героя – отношение его к нему было крайне негативное, потому что он категорически отрицал такое явление, как нигилизм, представителем которого был Базаров.
По мере раскрытия образа Евгения автор понемногу смягчается, появляются нотки пока еще слабо выраженной симпатии. Но это, опять-таки, касается только самой личности героя – сильной, мужественной и честной. Что касается его взглядов – позиция автора здесь остается неизменной.
При всей его симпатии к Базарову, ему так и не удается сделать нигилизм привлекательным. В основе мировоззрения Базарова – разрушение всего, что так дорого братьям Кирсановым: семейных уз, нравственных принципов, традиций, старого, привычного жизненного уклада. Взамен же не предлагается практически ничего.
На замечание Павла Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».
И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове.
Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».
Прототипы
Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н.
Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин.
Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.
Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова.
Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».
Экранизации героя
Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская.
По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975).
Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.
https://www.youtube.com/watch?v=GGF3QZXoKNQ
Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим.
Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя. Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера.
Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.
Литература
💥 Видео
Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?Скачать
Отцы и дети. Часть 1. Художественный фильм @SMOTRIM_KULTURAСкачать
ДУЭЛЬ БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА — анализ и краткое содержание эпизодаСкачать
10 класс. Идея разрыва связи времен. Споры Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.Скачать
И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.Скачать
Почему Базаров — нигилист?Скачать
Открытый урок с Дмитрием Быковым. Про что "Отцы и дети"?Скачать
Диалог Базарова с Павлом Петровичем (Отцы и дети)Скачать
Клим Жуков, Реми Майснер. Отцы и дети, феномен Базарова и современные учебникиСкачать
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (содержательный анализ) | Лекция №50Скачать
Встреча Базарова и Одинцовой на балу ("Отцы и дети", фильм 1983)Скачать
Иван Сергеевич Тургенев. Отцы и дети. аудиокнига.Скачать
Базаров в «Отцах и детях». Образ и характеристикаСкачать
Образ Евгения Базарова для ЕГЭ по литературе | Онлайн - школа СОТКАСкачать
Тургенев. Отцы и дети (1983)Скачать
Тургенев. Отцы и дети. Серия 1. В ролях Богин, Конкин, Химичев, Данилова, Кузнецов (1983)Скачать