Написание итогового сочинения в 11 классе клише + видео

Написание итогового сочинения в 11 классе клише Другое

Аргументы к итоговому сочинению в 2023 году

Написание итогового сочинения в 11 классе клише

Выпускники, заканчивающие в 2023 году 11-й класс уже сегодня должны начинать прорабатывать возможные темы и направления для первого испытания ГИА, поэтому предлагаем более детально разобрать, каким будет допуск к ЕГЭ в грядущем сезоне и как подобрать аргументы итоговому сочинению.

Важно! Темы итогового сочинения 2020-2023 учебного года заранее не разглашают. Эта информация станет доступна выпускникам за 15 минут до начала испытания.

Но, заранее предоставляется возможность проработать узкий круг направлений и понять, нужны ли вам клише к возможным темам, какова ваша личная позиция по затронутым проблемам и какие произведения можно привлекать в качестве аргументов.

 Дата проведения и формат

Традиционно итоговое сочинение проводят в первую среду декабря, но в 2020-2023 учебном году сроки будут изменены в связи с пандемией коронавируса. Предположительно первое испытание выпускники смогут пройти после 5 апреля 2023 года. 

В конце апреля или начале мае 2023 года также будут предоставлены дополнительные попытки для тех, кто по какой-либо причине не сможет присутствовать на основном испытании, или не получил допуск к ЕГЭ с первого раза.

Что важно знать?

  1. все 11-классники России пишут сочинение в один день;
  2. испытание проходит на базе родной школы;
  3. экзаменуемым на выбор будут предложены 5 тем (по 1 теме на каждое направление);
  4. отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут;
  5. экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов;
  6. сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»;
  7. использование текстов литературных произведений запрещено;
  8. разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами);
  9. списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо;
  10. качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).

Как видите, прорабатывая заранее аргументы к предложенным ФИПИ направлениям итогового сочинения, и нацеливаясь не просто на «зачет» а на максимально качественную работу, вы получаете больше возможностей для поступления на бюджет в 2023 году.

Критерии оценивания

Опытные педагоги рекомендуют начать подготовку ознакомиться с критериями оценивания, ведь именно согласно этим пунктам и необходимо будет писать сочинение-рассуждение.

В 2023 году ФИПИ установил такие критерии оценивнаия:

КритерийПояснение
1Соответствие темеЕсли текст не по теме, по К1 ставят «незачет» и сочинение дальше не проверяют.
2АргументацияЭкзаменуемый может привлекать для аргументации любые литературные произведения, а также приводить исторические факты и личный опыт. Минимум 1 аргумент должен быть с опорой на литературное произведение.
3Композиция и логичность рассужденияОценивают наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением.
4Качество письменной речиОценивают речевое оформление, употребление терминов, разнообразие лексики и сложность конструкций.
5ГрамотностьПо критерию выставят «незачет», если на каждые 100 слов текста в среднем будет приходиться более 5 ошибок (учитываются грамматика, орфография и пунктуация).

Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям:

  1. объем более 250 слов;
  2. соответствие заданной теме;
  3. наличие аргументации с привлечением литературного материала.

Таким образом, документ дает исчерпывающий ответ на вопрос, нужны ли в итоговом сочинении ЕГЭ 2023 литературные аргументы. Да, сам экзамен носит метапредметный характер и не является исключительно проверкой знаний по литературе, но опора на произведения отечественных или зарубежных авторов является обязательным условием.

Структура сочинения-рассуждения

В 2020-2023 учебном году основная структура сочинения-рассуждения не изменится. Работа должна состоять из 3 частей (чаще всего это 3 абзаца):

ЧастьО чем писать? блока
І Вступление + тезисФормулировка темы и проблемы + формулировка вашей позиции.Цитата, вопрос-подводка, выделение ключевых слов темы.
ІІ ОсновнаяРаскрытие темы и аргументация вашей позиции.Количество аргументов не ограничивается, их может быть минимум 1, но лучше 2 или 3. На практике больше 3-х учителя не рекомендуют.
ІІІ ЗаключениеОбобщение и краткий вывод.Вывод пишем исходя из темы, вашей позиции и выбранных примеров.

Выпускникам 2023 года важно помнить, что примеры из личной жизни или истории не могут заменить литературные аргументы к итоговому сочинению, а лишь выступают как вспомогательные, увеличивая количество символов и повышая уникальность текста.

Правильная аргументация

Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2021, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:

  1. автор и название произведения;
  2. описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;
  3. мини-вывод.

Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2020-2023 учебного года, возьмите на вооружение такие советы репетиторов:

  • используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети;
  • ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям;
  • заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы.

Важно! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами.

Направления 2020-2023 года

Каждый год ФИПИ озвучивает 5 направлений для предварительной подготовки 11-классников. Направления 2020-2023 учебного года должны утвердить уже в ближайшее время.

https://www.youtube.com/watch?v=AFsUufYsSGg

В ожидании информации для ЕГЭ-2021, предлагаем ознакомиться с направлениями предыдущих периодов:

Как видите, не только темы, но и направления, из года в год не повторяются, хотя некоторые косвенно перекликаются.

Клише

Оптимальный вариант для тех, кто планирует начать подготовку еще до того, как будут известны направления итогового сочинения сезона 2020-2023 учебного года – это разбор направлений прошлых периодов, ознакомление с тем, как подбирали аргументы к примерам опытные педагоги, на какие произведения они ссылались и какие клише использовали в текстах.

Клише – это готовые фразы-кирпичики, которые можно вплетать в текст, получая в результате целостное сочинение с правильной логикой и структурой.

Клише для вступления:

Далее следует фраза, объединяющая вступление с основной частью.

  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

В основной части можно использовать такие клише:

Мини-вывод должен присутствовать после каждой аргументации, а начать его можно со слов:

  • Автор считает, что…
  • Поэт думает, что…

Подробнее о том, как правильно декабрьское сочинение для доступа к ЕГЭ-2021, как подобрать аргументы к темам и какие произведения стоит проработать в первую очередь, смотрите в видео уроках:

Как писать итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ: как проходит итоговое сочинение по русскому языку

Написание итогового сочинения в 11 классе клише

Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ. 

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы. 

Интересный факт — опираться можно даже на Библию.

Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить. 

Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику: 

✅ допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку, 

✅ до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).

При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы. 

Существует пять критериев оценивания: 

  • соответствие теме, 
  • аргументация (привлечение литературного материала), 
  • композиция и логика рассуждения, 
  • качество письменной речи, 
  • грамотность. 

Из чего состоит итоговое сочинение

Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.

Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы. 

План итогового сочинения

Часть 1. Вступление

Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы. 

✅ «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».

✅ «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу». 

Часть 2. Основной текст

Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы: 

✅ «Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема…».

✅ «В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе…».

Переход ко второму аргументу может звучать так:

Видео:Клише для итогового сочинения за 7 минут. Четко и без водыСкачать

Клише для итогового сочинения за 7 минут. Четко и без воды

✅ «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения…». 

Часть 3. Заключение

В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише: 

✅ «Обобщая сказанное, хочу сказать, что…».

✅ «Таким образом, можно сделать вывод…». 

‍ Как писать итоговое сочинение 11 класса

Как проходит итоговое сочинение

Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — три часа 55 минут. При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.

https://www.youtube.com/watch?v=hFRmJRP-3_8

Блоки направлений, которые ждут школьников в 2020–2023 учебном году: 

1. Забвению не подлежит2. Я и другие3. Время перемен4. Разговор с собой

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Пять конкретных тем станут известны непосредственно на экзамене — за 15 минут до начала. Как правило, они сформулированы в виде вопросов: «Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?» или «Должен ли человек смирять свою гордость?». Можно выбрать любую тему для написания сочинения. 

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 

‍Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом.

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

‍План работы над итоговым сочинением

Пишите подростку письма

Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.

Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.

Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.

Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом. 

Резюме

Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится три часа 55 минут. Подростку нужно будет обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы. 

Видео:Итоговое сочинение 2023 за 15 минут. Структура, критерии, направления. Четко и без водыСкачать

Итоговое сочинение 2023 за 15 минут. Структура, критерии, направления. Четко и без воды

Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсуждайте прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде, привыкнет к шаблону и придёт на сочинение во всеоружии.

Итоговое сочинение 2020-2023 по литературе для 11 класса: темы, даты, план и структура написания

Написание итогового сочинения в 11 классе клише

Положительный результат на итоговом сочинении является допуском к государственной аттестации (ЕГЭ) по итогам учебного года. В 2020-2023 учебном году ученики 11 классов будут писать сочинение:

  • 5 апреля 2023 года – основной срок;
  • 21 апреля 2023 года – дополнительная дата для учеников, получивших отрицательный результат, либо не явившихся на сочинение или не завершившие его написание по уважительным причинам в основной срок;
  • 5 мая 2023 года – дополнительный день для учеников, получивших отрицательный результат, либо не явившихся на сочинение или не завершившие его написание по уважительным причинам 2 декабря или 3 февраля.

Чтобы принять участие в сочинении (изложении) в указанные выше даты, нужно подать заявление директору школы не позднее, чем за 2 недели до даты проведения:

  • с 9 по 18 ноября 2020 года – для участия 2 декабря 2020 года;
  • с 11 по 20 января 2023 года – для участия 3 февраля 2023 года;
  • с 12 по 21 апреля 2023 года – для участия 5 мая 2023 года.

Для детей-инвалидов и учеников с ограниченными возможностями вместо сочинения проходит изложений. При этом темы (направления) не меняются.

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизничеловека; ответ-тезис на главный вопрос темы.

https://www.youtube.com/watch?v=QMhiur0OaeY

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,

тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Видео:Клише для итогового сочинения 2023 | Русский язык ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Клише для итогового сочинения 2023 | Русский язык ЕГЭ 2023 | Умскул

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка – это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

Обращение к литературному произведению – называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок). Его интерпретацию – здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев).

Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.

Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .

Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Документ можно cкачать в pdf файле.

https://www.youtube.com/watch?v=USnevdqjo9Q

Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Направления тем итогового сочинения 2023

28 августа 2020 года стали известны официальные правления для итогового сочинения в 11 классе в 2020-2023 учебном году. Направления были представлены на официальном сайте ФИПИ

Видео:Итоговое сочинение | Универсальное вступление к итоговому сочинениюСкачать

Итоговое сочинение | Универсальное вступление к итоговому сочинению

Список направлений тем итогового сочинения 2023 (нажимайте для подробностей)

  • Направление «Забвению не подлежит»
  • Направление «Я и другие»
  • Направление «Время перемен»
  • Направление «Разговор с собой»
  • Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Краткий видеоразбор направлений в 2023 году

Полезные ссылки

Клише и шаблоны для итогового сочинения 2023 года | Литрекон

Написание итогового сочинения в 11 классе клише

Самый Зелёный · 18.02.2021

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении.

Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания.

Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения.

Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

https://www.youtube.com/watch?v=NnOiY7OZYDo

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

Видео:Разбор итогового сочинения 2023 | Русский язык ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Разбор итогового сочинения 2023 | Русский язык ЕГЭ 2023 | Умскул
  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Видео

Написание итогового сочинения в 11 классе. Вебинар | TutorOnlineСкачать

Написание итогового сочинения в 11 классе. Вебинар | TutorOnline

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2023 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без водыСкачать

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2023 за 20 минут. Структура+клише. Чётко и без воды

КАК СДАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ? советы+лайфхакиСкачать

КАК СДАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ? советы+лайфхаки

Итоговое сочинение 11 класс. Структура, оценивание и основные моменты в написании сочинения /Тема №1Скачать

Итоговое сочинение 11 класс. Структура, оценивание и основные моменты в написании сочинения /Тема №1

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ 2022? СТРУКТУРА, КЛИШЕ, АБЗАЦЫСкачать

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ 2022? СТРУКТУРА, КЛИШЕ, АБЗАЦЫ

Итоговое сочинение 2021/2022. Структура, клише, алгоритм написанияСкачать

Итоговое сочинение 2021/2022. Структура, клише, алгоритм написания

Итоговое сочинение-2023Скачать

Итоговое сочинение-2023

Клише для итогового сочинения | Русский язык ЕГЭ | Оксана КудлайСкачать

Клише для итогового сочинения | Русский язык ЕГЭ | Оксана Кудлай

Итоговое сочинение - как написать? Структура, клише, советы.Скачать

Итоговое сочинение - как написать? Структура, клише, советы.

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку | Оксана КудлайСкачать

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку | Оксана Кудлай

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2023 - что читать летом | Русский язык ЕГЭ УмскулСкачать

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2023 - что читать летом | Русский язык ЕГЭ Умскул

Хитрые способы найти проблему для сочинения ЕГЭ #ShortsСкачать

Хитрые способы найти проблему для сочинения ЕГЭ #Shorts

Короткие произведения для итогового сочинения. Четко и без водыСкачать

Короткие произведения для итогового сочинения. Четко и без воды

КАК НАПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ на 5/5? Научись писать ИС на максимум за одно видео 🔥Скачать

КАК НАПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ на 5/5? Научись писать ИС на максимум за одно видео 🔥
Поделиться или сохранить к себе: